Исмаилизм:традиции и современность

 

 

 

Саиданвар Шохуморов,

ученый секретарь Института востоковедения

письменного наследия АН Республики Таджикистан.

 

страница седьмая (последняя)

 

страницы>>> 1 стр 2 стр 3 стр 4 стр 5 стр 6 стр 7 стр

 

 

Разъединенность общины исмаилитов афганского Бадахшана, отсутствие соответствующих организаций, способных защищать их религиозные и человеческие права привели к тому, что они отброшены на обочину политического процесса, происходящего в Афганистане, их жизнь и судьба всецело зависит от воли вооруженных группировок и местных авторитетов. К тому же значительная часть населения левобережья Пянджа вовлечена в деятельность по выращиванию, скупке, продаже и транспортировке наркотиков. Употребление наркотиков стало настоящим бичом для местного населения. Влияние наследственных "пиров" и "халифе" в борьбе против наркотиков сведено до минимума. На это неоднократно обращал внимание имам в своих обращениях к исмаилитам Бадахшана. Зачастую сами религиозные служители замешаны в распространении и торговле наркотиками, что идет вразрез с указаниями имама относительно духовного и физического оздоровления исмаилитской общины Бадахшана.

 

Одним из самых трагических моментов в жизни исмаилитов Афганистана является поголовная эмиграция из страны наиболее образованной и активной части общества: врачей, учителей, инженеров и других специалистов, получивших образование на Западе в бывшем Советском Союзе и в самом Афганистане. Этот процесс разрушает интеллектуальный потенциал исмаилитского обществ Афганистана и служит препятствием на пути реформирования общества.

По этим и многим другим причинам районы проживания исмаилитов-низаритов афганского Бадахшана до сих пор не входят в поле деятельности Фонда Ага Хана, а также международных благотворительных организаций. Только в самые*грудные моменты, когда жизни целого региона угрожает смертельный голод или инфекционные болезни принимают эпидемический характер, им оказываете посильная помощь, главным образом через контрольно-пропускные пункты, установленные на границе Горно-Бадахшанской автономной области Республики Таджикистан.

 

Таким образом, исмаилитская община афганского Бадахшана, оторванная в географическом, социально-экономическом и культурном отношении от своих более преуспевающих братьев по конфессии, влачит жалкое существование.

Выходом из создавшегося положения для населения афганского Бадахшана являются установление широких связей с более развитыми общинами исмаилитов и постепенное реформирование традиционной жизни. Прежде всего, необходимо создать услови для развертывания здесь деятельности сети организаций Ага Хана по развитию, которые уже накопили определенный опыт в соседней Горно-Бадахшанской автономной области Таджикистана (ГБАО).

Горный Бадахшан (ГБАО) является одним из крупнейших ареалов компактного проживания исмаилитов-низаритов и в то же время одной из самых слабо интегрированных частей низаритского общества. На ГБАО не распространяются положения Основного закона 1986 г., что связано прежде всего с политическими и социально-экономическими условиями области.

 

На протяжении свыше 70 лет ГБАО входила в состав Советского государства, которое в значительной степени изменило традиционный уклад жизни горцев. Современные дороги, высокая степень обеспеченности электричеством и развитая система связи, устойчивое автомобильное и авиационное сообщение, связывающие самые отдаленные кишлаки с центром области городом Хорогом, а его - с самыми далекими регионами Советского Союза, делали жизнь в горах если не идиллической, то вполне сносной.

За советский период произошли важные сдвиги и в духовной жизни исмаилитов ГБАО. Жители области получали бесплатное среднее образование, имели доступ к библиотекам и к объектам социально-культурного назначения. Все это привело к переменам в их мировоззрении, отношении к религии.

 

Проводимая Коммунистической партией политика беспощадной борьбы против религии и религиозных деятелей привела к тому, что к началу 30-х годов "религиозный вопрос" в ГБАО в целом был решен. Главные религиозные авторитеты - пиры были репрессированы или бежали за границу. Для проведения традиционных религиозных обрядов в каждом сельсовете назначался "халифа", который был скорее государственным чиновником, чем религиозным служителем. Вся религиозная литература находилас под запретом. Исмаилитское учение объявлялось рассадником "темноты", "мракобесия" и "антинаучного" мировоззрения.

В 1936 г. правительством СССР было принято решение о закрытии границы с Афганистаном, и, таким образом, на долгие десятилетия ближайшие родственники, живущие на разных берегах Пянджа, были лишены права общения. Этим путем власти прервали религиозные связи между исмаилитами ГБАО и их единоверцами по ту сторону границы.

 

Лишенные контакта с единоверцами за рубежом исмаилиты Памира видели в социалистическом строе единственный путь избавления от бедности, нищеты и унижения и глубоко верили в его незыблемость. Однако после распада Советского Союза и особенно в связи с разрастанием гражданской войны в Таджикистане эти представления в одночасье рухнули. Оказавшись в блокаде, жители ГБАО и тысячи беженцев были обречены на голодную смерть.

В этот труднейший для них период на помощь пришли многие международные благотворительные организации, и в первую очередь организации имама Ага Хана IV.

Вклад Ага Хана IV в процесс мирного урегулирования межтаджикского вооруженного конфликта огромен, что неоднократно подтверждалось как официальными властями Таджикистана, так и руководителями оппозиции. В ГБАО Фондом Ага Хана осуществляется Программа помощи и развития Памира. В первые годы своей деятельности в Таджикистане (1994-1997 гг.), в частности в Бадахшане, Фонд Ага Хана занимался главным образом доставкой в область продуктов первой необходимости. Это было вызвано тем, что функционировавшая в советское время система досрочного завоза грузов в высокогорную и труднодоступну область рухнула, из-за гражданской войны Горный Бадахшан оказался в блокаде и население, оставшись без продуктов питания, находилось на грани вымирания. Фондом Ага Хана были доставлены в область и распределены среди населения тысячи тонн продуктов питания.

Теперь, с заключением мирных соглашений в 1997 г. и установлением мира и стабильности в Таджикистане Фонд Ага Хана свою главную задачу видит в развич ии экономики области, особенно в перестройке сельского хозяйства с целью достичь самообеспеченности населения продуктами питания местного производства. Проведенная с участием фонда реорганизация колхозно-совхозной системы, создание дехканских и фермерских хозяйств привели к тому, что в новых хозяйствах сбор продукции возрос в два-три раза.

 

Фондом Ага Хана в рамках "Программы поддержки развития обществ горных регионов" осуществляется строительство оросительны каналов и освоение новых земель в Бадахшане. Фонд Ага Хана оказывает помощь также малому бизнесу, предоставляя кредиты по очень низкий процент.

За этот период имам Ага Хан IV дважды (май 1995 г. и сентябрь 1998 г.) побывал на Памире и встречался со своими последователями во всех районах ГБАО. На этих встречах он подтвердил свое стремление оказать содействие в укреплении мира и стабильности в Таджикистане, а также в экономическом развитии Бадахшана путем вложения капиталов в сельское хозяйство, промышленность, энергетику и туризм.

 

Однако вопрос о распространении положений Основного закона 1986 г. на исмаилитов ГБАО не затрагивался. Сложность внутриполитической ситуации в Таджикистане, нерешенные правовые вопросы не дают пока возможности рассмотреть эту проблему. К тому же особенности социально-экономического и культурного развития ГБАО требуют нестандартного подхода к реорганизации местной исмаилитской общины.

 

 

 <<<НА НАЧАЛО

 

Сайт управляется системой uCoz