Исмаилизм:традиции и современность

 

 

 

Саиданвар Шохуморов,

ученый секретарь Института востоковедения

письменного наследия АН Республики Таджикистан.

страница первая

страницы>>> 1 стр 2 стр 3 стр 4 стр 5 стр 6 стр 7 стр

 

 

Исмаилизм - одно из наиболее крупных направлений современного ислама. В настоящее время в мире насчитывается свыше 20 млн. приверженцев исмаилизма. Исмаилиты в основном проживают на территории Индии, Пакистана, Афганистана, Таджикистана, Танзании, Кении, стран Персидского залива, Ирана, Ливана, Сирии, а также в США, Канаде, Великобритании, Франции и ряде других стран. В Таджикистане приверженцы данного направления ислама проживают в Горно-Бадахшанской автономной области и представляют одну из крупнейших в мире исмаилитских общин.

 

Исмаилизм возник в VIII веке, когда сторонники халифа Али и дочери пророка Фатимы совместно с последователями имама Исмаил выступили против нарушения принципа наследования имамата: Исмаил умер раньше своего отца имама Джафар ас-Садыка, и поел смерти последнего имамом был признан не сын Исмаила Мухаммад, а младший его брат Муса Казим.

 

Собственно говоря, исмаилитское движение началось с образованием группы, поддерживавшей притязания потомков Исмаила на имамат, и вскоре превратилось в мощное религиозно-политическое и социально-философское движение. Оно оказало могучее влияние на судьбы ислама, так как внесло значительный вклад в развитие традиций мусульманского свободомыслия. Кроме того, на его основе возник целый ряд новых течений, мировоззрений и политических движений.

 

В конце Х в. исмаилиты распространили свое учение на Ближнем Востоке, а также в испанской Андалузии. Они взяли в руки политическую власть в Магрибе (Северной Африке) и создали могущественное государство - Фатимидский халифат со столицей в Каире. Это государство просуществовало около 200 лет.

 

В Х-Х1 вв. исмаилизм получает широкое распространение на Ближнем Востоке и в Центральной Азии в виде религиозно-философского учения, которое трактовало многие основополагающие вопросы бытия и духа иначе, чем другие исламские течения. Исмаилитам удалось привлечь на свою сторону наиболее образованную часть населения, выдающихся мыслителей, крупных государственных деятелей. Они разработали целую систему рационалистических идей, собственное достаточно сложное религиозно-философское учение, догматику, обрядность и т.д.

 

В то же время центральным вопросом учения исмаилитов на протяжении всей истории его существования оставалось учение об имамате, о необходимости беспрекословного повиновения имаму времени, имаму данной эпохи, который считается источником всякого религиозного и философского знания.

 

Именно этот вопрос стал причиной неоднократного раскола в исмаилитском обществе. На этой почве возникли многочисленные ответвления исмаилизма. Наиболее крупный раскол в исмаилизме произошел после смерти наиболее могущественного правителя Египта из династии Фатимидов - халифаи исмаилитского имама Ал-Мустансир Биллаха (1039-1094) в результате борьбы между его сыновьями Низаром и Мустали за право наследования халифата и имамата. Старый Низар потерпел поражение и вынужден был бежать из страны. Мустали стал преемником Ал-Мустансир Биллаха в халифате и имамате. Однако многие исмаилиты не признали его, считая имамом и халифом Низара. Борьба между сторонниками Низара и единомышленниками Мустали приняла ожесточенный характер. В результате низариты, потерпев поражение, вынуждены были покинуть пределы Фатимидского государства и организовать новые центры имамата. В частности, в Иране сторонники Низара во главе с исмаилитским "даъи" (проповедником) Хасаном Саббахом сумели создать небольшое исмаилитское государство, центром которого был Аламут.

 

Борьба между низаритами и мусталитами нанесла урон исмаилитскому движению в целом и стала основной причиной падения Фатимидского государства. Потомки Мустали в результате междоусобной борьбы в 1130 г. окончательно потеряли власть, и часть и сторонников бежала в Имен, где к тому времени уже существовали относительно многочисленные и влиятельные мусталитские общины. Здесь был создан новый духовный центр мусталитов.

 

С переносом центра имамата исмаилитов в Иран исмаилитское общество Ирана всецело становится низаритским и иранский факто теперь становится определяющим. Создается обширная и разнообразная религиозно-философская литература по различным вопросам учения и догматики исмаилизма.

 

Иранский этап в истории исмаилизма делится на два периода - аламутский (1090-1256) и послеаламутский, который продолжался вплоть до середины XIX века. Аламутский период, совпадающий по времени с усилением феодальной раздробленности в Иране, характеризовался тем, что исмаилиты-низариты вели успешную борьбу за создание независимого исмаилитского государства. Аламутское государство объединяло самостоятельные владения и отдельные крепости, разбросанные по всей территории современного Ирана. Был создан также ряд более мелких независимых исмаилитских владений от Сирии до Бадахшана.

Исмаилиты - низариты Ирана принимали активное участие в антимонгольской борьбе народов Ирана. Только к 50-м годам XIII в. монголам удалось сломить сопротивление исмаилитов, захватить и разрушить их крепости. Монгольские захватчики проводили политику поголовного истребления исмаилитов и уничтожения культурной среды, созданной ими на протяжении нескольких веков. В частности, была разграблена и сожжена богатейшая библиотека Аламута, в результате чего погибли бесценные рукописи, посвященные исмаилитской философии и теологии.

 

Послеаламутский период (вторая половина XIII - первая половина XIX в.) - один из самых сложных и драматических периодов в истории исмаилизма. Тогда в раздробленном состоянии находилась исмаилитская община, ослабились связи между имамом и его последователями, широко использовался принцип "такия".

 

Так, после смерти имама Рукниддина Хуршаха (1257 г.) низаритские имамы, опасаясь преследования монголов, были вынуждены вести скрытую жизнь, и об их местопребывании знал лишь очень узкий круг наиболее приближенных лиц. Всякие связи с исмаилитскими общинами, особенно находящимися в отдаленных местах, были прекращены. Исмаилиты-низариты Бадахшана, Индии, Афганистана, Сирии и т.д. на протяжении ХЩ-ХУ вв. не знали о местонахождении имама. Отсутствие традиционного единог центра привело к "идеологическим шатаниям" внутри исмаилитской общины, к появлению новых ответвлений. Так, в начале XIV в. в результате раскола исмаилиты-низариты разделились на "муъминшахов" и "касимшахов".

 

 ДАЛЕЕ>>>

Сайт управляется системой uCoz