Исмаилизм:традиции и современность

 

 

 

Саиданвар Шохуморов,

ученый секретарь Института востоковедения

письменного наследия АН Республики Таджикистан.

 

страница шестая

 

страницы>>> 1 стр 2 стр 3 стр 4 стр 5 стр 6 стр 7 стр

 

 

Ага Хан III призывал исмаилитов Ирана строго придерживаться основополагающих принципов ислама. Он утверждал, что все мусульмане являются последователями единого Бога, единого Пророка, единой религии и поэтому они равны между собой.

В 30-х годах XX в. по указанию имама в низаритских селениях Хорасана стали строиться школы. Первая школа была построена в 1932 г. в Дизбаде и названа именем Насира Хусрава, который особенно почитается низаритами Хорасана.

Школы строились на средства местной общины. По указанию Ага Хана III 80% собранной здесь "десятины" (заката) использовалось для строительства школ и в образовательных целях.

 

Вскоре уровень образования в исмаилитских селениях Хорасана заметно повысился, а количество студентов-исмаилитов в высших учебных заведениях Мешхеда и Тегерана резко возросло. Выпускники этих вузов из числа низаритов стали оседать в городах, как правило, в качестве учителей и государственных служащих. Таким образом, изменилась традиционная сельская структура исмаилитской общины Ирана.

В 1951 г. Ага Хан III посетил своих иранских последователей и с целью укрепления связей с ними назначил одного из своих дальних родственников по отцовской линии Амира Асадшаха Халили представителем-визирем в Иране.

 

С вступлением Ага Хана IV на престол Асадшах Халили, согласно сообщениям официальных исмаилитских источников, стал своевольничать, и поэтому был отстранен от должности имамом. Ага Хан IV направил в Иран двух своих представителей из числа "ходжа" для упорядочения дел общины. Впоследствии, согласно указаниям Ага Хана IV, руководство исмаилитской общиной Ирана было возложено на два комитета, находящихся в Тегеране и Мешхеде. Комитеты были организованы в 1973 г. Члены комитета назначались имамом из числа кандидатов, которые выдвигались низаритской общиной. Контроль над их деятельностью осуществлял имам.

Мешхедский комитет, который руководил деятельностью самой большой общины низаритов Ирана, добился заметных успехов в деле выполнения различных социально-экономических и культурных программ. Им построен новый "джамаат-хане" в Мешхеде, создано кооперативное общество "Ихван ус-сафа", которое дает кредит с низкой процентной ставкой низаритам Хорасана.

 

Тегеранский комитет руководит деятельностью разрозненных низаритских групп в Тегеране, Махаллате, Йезде и" Кирмане.

Руководители комитетов поддерживают непосредственные связи с имамом, бывают у него на приеме в Европе и Пакистане и получают соответствующие указания.

Исмаилиты-низариты Ирана сохранили традиционную основу общинной организации. Каждая община включает жителей нескольких близлежащих селений, имеет своего "муки* и "камрия". "Муки" является руководителем по религиозной части, а "камрия" -ответственным казначеем и хранителем документов и отчетов об уплате десятины. Этих руководителей, как правило, избирают члены местной общины из своей среды, но имам утверждает их на должности.

 

Точных данных о количестве низаритов в Иране не имеется, однако, по различным подсчетам, их свыше 100 тыс. человек. Около половины из них живут в провинции Хорасан, в южных районах и в городах Каин, Бирджанд, в селении Хошк (где имеется отделение мешхедского комитета), а также в Муъминабаде, Насрабаде, Моздабе и др. В Мешхеде проживают несколько тысяч низаритов. Они живут также в городах Нишапур, Турбат и Хайдария и других маленьких городах, в селениях Дизбад, Касымабад, Шах Таки и других местах.

 

Низариты расселены также в центральных провинциях страны, особенно в Тегеране, где созданы "джамаат-хане" в девяти селениях в окрестностях Махаллата. Небольшая часть низаритов живет в провинции Кирман, главным образом в городах Кирман, Серджан, Бабак и в селениях, расположенных в окрестностях этих городов, а также в Йезде.

 

Одной из самых многочисленных общин является исмаилитская община Афганистана. На нее не распространяются положения Основного закона 1986 года. По различным оценкам, в Афганистане проживает свыше одного миллиона исмаилитов.

В Афганистане фактически существуют две крупные исмаилитские общины: исмаилиты-хазарейцы, возглавляемые в настоящее время наследственным пиром Сайид Шах Насером Нодири, и исмаилиты афганского Бадахшана (Дарваза, Шугнана, Ишкашима, Вахана, Мунджана), которыми руководят многочисленные наследственные пиры и "халифе" (заместители пира).

 

Исмаилиты-хазарейцы в основном проживают в Хазараджате, в районе Доши Багланской провинции, а также в Кабуле. Эта община силу ряда исторических причин остается одной из наиболее традиционных и не подвергнутых реформированию исмаилитских общин. Руководство общиной на протяжении двух столетий принадлежит роду сайидов Кайани.

 

Первым официальным руководителем общины из этого рода стал Шах Абдул Хади. В 30-х годах XIX в. он приехал в Иран, посетил имама исмаилитов-низаритов Хасан Али-шаха Ага Хана I. Получив благословение имама и "фирман" о назначении пиром исмаилитов-хазарейцев Афганистана, он развернул бурную деятельность по объединению разрозненных групп исмаилитов в Афганистане. Впоследствии звание пира перешло по наследству к его потомкам.

Взаимоотношения исмаилитских пиров Кайани с официальными афганскими властями были неоднозначными и зависели от той политики, которую вели афганские правители в отношении религиозных, национальных, этнических меньшинств. Так, в период правления Шер Али-хана (1863-1879) пир Сайид Шах Хусейн выступал в качестве одного из его советников-надимов, принимал участие в процессе выработки политических решений. Он являлся также официальным посредником между афганскими властями и Ага Ханом I. Однако в период правления эмира Абдурахмон-хана (1880-1901) после жестокого подавления вооруженного выступления хазарейцев в начале 90-х годов прошлого века большая часть исмаилитов-хазарейцев подверглась преследованию и была вынуждена покинуть родные места. Семья пира также была вынуждена бежать в пределы Бухарского эмирата и свыше десяти лет жила в городе Куляб (ныне Республика Таджикистан) в изгнании.

Положение исмаилитов-хазарейцев улучшилось лишь в 1919-1920 гг. XX в., когда эмир Хабибулло-хан (1901-1919) освободил хазарейцев-невольников, проданных в рабство во времена эмира Абдурахмон-хана, а также было разрешено бежавшим за границу вернуться на родину. Прекращение преследований по религиозным мотивам привело к увеличению численности исмаилитов-хазарейцев. Благодаря усилиям пира Сайида Шах Насера и особенно его брата Сайида Мансура Нодири в 60-70-е гг. нашего века положение исмаилитов-хазарейцев заметно улучшилось, произошли важные изменения в социально-экономической и культурной жизни общины. Сам пир и его окружение превратились в современных бизнесменов, появились первые современные школы и больницы в селениях исмаилитов. Были построены первые "джамаат-хане".

 

Исмаилитские пиры из рода Кайани являются не только крупными религиозными лидерами, но также и заметными фигурами в политической жизни Афганистана. Исмаилитам-хазарейцам пришлось пережить тяжелые испытания в период после Апрельской революции 1978 года. В эпоху правления Хафизуллы Амина были арестованы и репрессированы сотни ни в чем не повинных последователей исмаилизма. Преследованию подверглись и представители рода Кайани. В тюрьмах были замучены и погибли ближайшие родственники пира Сайида Шах Насера Кайани, в том числе два его брата. В дальнейшем при Бабрак Кармале (1980-1986) и Наджибулле (1986-1992) пиры Кайана стремились не участвовать в гражданской войне. Однако это им не всегда удавалось. В то же время Сайиду Мансуру Нодири удалось наладить хорошие отношения с кабульским режимом и с некоторыми лидерами оппозиции, в частности с Бурхануддином Раббани, Ахмад-шахам Масудом и др. Ему удалось обозначить границы компактного проживания исмаилитов-хазарейцев в провинции Баглан, куда не могли войти без разрешения ни правительственные, ни оппозиционные силы. Он создал там собственную администрацию, сформировал вооруженные отряды и организовал целую сеть торговых и финансовых учреждений. В Кабуле в районе Таймани был построен целый комплекс с "джамаат-хане", библиотекой, гостиницей и т.д.

 

Когда талибы захватили власть в Кабуле в 1996 г., вооруженный конфликт приобрел межэтнический характер. Хазарейцы выступили с явно антиталибских позиций, обвинив своих противников в геноциде против них. Руководство исмаилитов-хазарейцев вошло в антиталибский альянс. Как известно, в 1998 г. талибы захватили родовое гнездо пиров Кайана и г. Имам-Сахеб - административный центр провинции Баглан. Они убили большое количество мирных жителей-исмаилитов, разрушили их селения и культурно-просветительские учреждения и школы. Сайид Мансур Нодири и другие руководители исмаилитов эмигрировали из страны.

Другая самостоятельная община исмаилитов-низаритов Афганистана, которая расположена в провинции Бадахшан, также сохраняе традиционную структуру и управляется местными пирами, количество которых достигает 10 человек. Бадахшанские пиры, как правило, являются наследственными руководителями, и каждый из них имеет определенное количество "мюридов". Каждый пир в зависимости от количества дворов, входящих в его паству, имеет определенное количество "халифа" (заместителей), в задачу которых входит сбор "зяката" (десятины) и исполнение традиционных обрядов и обычаев.

Исмаилиты левобережья Амударьи в достаточной степени политизированы. Наиболее сильное влияние здесь имели радикальные левые группы "Ситам-е милли" ("Национальный гнет"), "Шоъла-ие джавид" ("Вечное пламя") а также народно-демократические группы "Халк" ("Народ") и "Парчам"("3намя"). Что же касается исламских партий, то их влияние здесь было незначительно.

 

 

 ДАЛЕЕ>>>

 

Сайт управляется системой uCoz