Исмаилизм:традиции и современность

 

 

 

Саиданвар Шохуморов,

ученый секретарь Института востоковедения

письменного наследия АН Республики Таджикистан.

 

страница третья

 

страницы>>> 1 стр 2 стр 3 стр 4 стр 5 стр 6 стр 7 стр

 

 

Перенос центра имамата из Ирана в Индию сыграл важную роль в развитии исмаилизма. Начинается новый период в его истории. В Британской Индии Ага Хан I как руководитель одного из крупных направлений ислама пользовался поддержкой и защитой государства, что в значительней степени способствовало укреплению его положения в обществе. "Бомбейский период" продолжало почти 30 лет, и в течение этого времени Ага Хану I удалось объединить вокруг себя многочисленные разрозненные низаритские общины. Наиболее организованной общиной низаритов в Индии была община ходжа-низаритов. Ее представители оказались наиболее подготовленными к объединению. На основе опыта ходжа-низаритов была проведена кропотливая работа по модернизации исмаилитской общины. Это привело к укреплению позиций низаритов Индии при Ага Хане II (1881-1885) и особенно Ага Хане III Сэра Султан Мухаммад-шахе (1885-1957).

Ага Хан III играл большую роль в укреплении низаритской общины, особенно в Индии и Восточной Африке. Особое значение он придавал проведению социально-экономических преобразований, которые могли бы превратить общину исмаилитов-низаритов в современное, прогрессивное общество с высокой степенью благосостояния.

 

Для достижения этих целей необходимо было создание соответствующих организационно-управленческих структур, не связанных узами со старой, традиционной системой, которая в виде традиционной религиозной иерархии на протяжении веков господствовала в низаритском обществе. Преобразований требовала также обстановка, которая сложилась в Индии. К тому времени в этой стране произошли крупные политические и экономические перемены.

В результате долгой и упорной работы Ага Ханом III была создана в Индии и Восточной Африке достаточно сложная и в то же врем гибкая система управления под названием "Советы низаритов-исмаилитов".

Функции и внутренняя структура различных форм этих советов определялись разработанным под руководством имама времени "Основным законом исмаилитов-низаритов".

 

Предполагалось в первую очередь претворить в жизнь положения Основного закона в наиболее подготовленных к реформировани низаритских общинах Индии и Восточной Африки. Поэтому первым институт советов был апробирован в Восточной Африке среди низаритов-ходжа, проживающих в Кении, Танзании и Уганде. Низариты-ходжа появились здесь еще в XVII в. в качестве купцов, ведущих транзитную торговлю между Западной Индией и Восточной Африкой. В начале XIX в. они стали постепенно оседать в этом регионе. Первая и небольшая община низаритов-ходжа появилась в Занзибаре. Низариты-ходжа построили на острове первое "джамаат-хане" ("дом проповеди"). Общиной управляли всего два человека: религиозными делами занимался "муки", и за хозяйственные дела отвечал "камрия". Такая форма традиционной организации общины, перенесенная из Индии, с течением времени была принята всеми другими исмаилитскими общинами, селившимися в Восточной Африке. Ходжа-низариты в массовом количестве начали оседать в Занзибаре между 1840-1870 годами. Этот период характеризуется бурным расцветом торговли в Занзибаре. В это же время в Гуджарате имели место сильнейшая засуха и голод и поэтому многие ходжа, занимавшиеся земледелием, вынуждены были покинуть родные места и присоединиться к торговым караванам ходжей-купцов, направлявшихся в Восточную Африку.

 

В конце XIX в., когда внутренние районы Восточной Африки в результате строительства автомобильных и железнодорожных сетей стали доступными для освоения, многочисленные торгово-промышленные группы исмаилитов-низаритов стали переселяться из Занзибара в глубь Восточной Африки. Уже к началу первой мировой войны исмаилитские общины индийского происхождения обосновались во многих районах Восточной Африки. Большинство эмигрантов-низаритов проживало в городских районах развивающейся части региона, в частности в Занзибаре, Момбасе, Дарус-саламе, Найроби, Кампале, Тонго.

 

Низаритская община Восточной Африки была очень развитой, и опыт ходжа-низаритов был учтен при составлении первого Основного закона.

 

Основной закон предусматривал создание единой системы организации управления низаритским обществом в виде совета, который состоял из нескольких выборных и назначаемых членов из числа наиболее уважаемых лиц. Основной закон определял также наиболее важные нормы личной и общественной жизни исмаилитов, в частности касающиеся брака, развода, наследования имущества и т.д.

 

Первый совет был создан в Занзибаре, который в этот период считался центром исмаилитов-низаритов Восточной Африки. Этот совет не только осуществлял управление местными "джамаат-хана" и вел работу по укреплению морального состояния членов общины, но и контролировал деятельность низаритских общин по всей территории Восточной Африки. Эти мероприятия подготовил почву для реализации плана Ага Хана III по перестройке и обновлению низаритской общины в Восточной Африке.

 

В начале 20-х годов XX в. в результате бурного развития торгово-предпринимательской деятельности на территории Восточной Африки стали появляться новые города, куда переселялись предприимчивые ходжа-низариты. Занзибар, потерявший свое значени как основной центр торговли в регионе, теперь не мог выступать в роли главного низаритского центра в регионе. Поэтому для объединения разрозненных и разбросанных по всей Восточной Африке низаритских общин необходимо было создание управленческих структур, отвечающих новым условиям времени. Учитывая эти обстоятельства, Ага Хан III в 1926 г. решил пересмотреть некоторые положения Основного закона относительно деятельности советов. В частности, были созданы самостоятельные центральные советы в трех регионах: Танганьике, Кении и Уганде. Члены этих советов были очень тщательно подобраны и назначены самим Ага Ханом III, который контролировал основные стороны деятельности советов. Вначале Центральный совет Занзибара координировал деятельность региональных советов. Вскоре эта задача была возложена на вновь созданный Верховный совет, который не входил в совет Занзибара. Кроме того, в каждом из трех регионов были созданы комитеты, которые осуществляли контроль над деятельностью специализированных организаций в области экономики, просвещения и здравоохранения.

 

В течение последних тридцати лет правления Ага Хана III организационная структура советов, а также их самостоятельных организаций неоднократно преобразовывалась в связи с пересмотром положений Основного закона в 1937, 1946 и 1954 гг.

Основной закон 1954 г. был разработан после конференции членов советов Восточной Африки, на которой рассматривались проблемы внутренней жизни и перспективы развития низаритского общества.

 

Следует отметить, что в Основной закон мог внести изменения только Ага Хан III и закон требовал беспрекословного подчинения членов общины лично ему. В то же время Ага Хан III поддерживал непосредственные связи со многими видными низаритами из различных регионов мира и ценил их мнения и предложения относительно реформирования исмаилитской общины. Как руководитель паствы, Ага Хан III наставлял низаритское общество посредством "фирманов" (письменных указов) и постановлений, которые зачитывались в "джамаат-хане".

 

Ага Хан III направлял огромные средства на осуществление социально-экономических программ по преобразованию исмаилитского общества и улучшению его благосостояния. В частности, он создал целый ряд организаций и финансовых учреждений, которые были призваны осуществить его многоцелевые программы. Так, Ага Хан III в 1935 г, в Восточной Африке основал страховую компанию, а в 1936 г. - компанию по депозитарному капиталовложению. Эта компания, а также ее дочерние организации давали коммерсантам, кооперативам и лицам, нуждающимся в финансовой поддержке, кредиты под очень низкий процент на строительство жилья.

В этот период была создана Ассоциация благополучия мусульман Восточной Африки, одним из основателей которой был Ага Хан III Ассоциация развернула бурную деятельность по строительству школ и мечетей для местных мусульманских общин в Восточной Африке.

 

Ага Хан III уделял большое внимание строительству жилья для своих последователей. Был создан целый ряд домостроительных компаний в местах компактного проживания низаритов в Восточной Африке. Параллельно велось строительство учебных заведений библиотек, больниц, поликлиник и т.д. В структуре советов были созданы соответствующие организации для контроля над деятельностью этих учреждений.

 

Основной закон 1954 года действовал до 1962 года, когда новый имам времени Шах Карим ал-Хусайни Ага Хан IV решил обновить его. С этой целью были созданы подготовительные комитеты в Танганьике, Кении и Уганде. В 1962 году проект Основного закона был подготовлен и прошел обсуждение на совещаниях и конференциях, и с учетом дополнений и замечаний, высказанных на комитетах, он был утвержден имамом времени. Согласно новому Основному закону, самую верхнюю ступень в системе руководства после имама времени занимал Верховный совет Восточной Африки, являющийся межрегиональной организацией, координирующей деятельность трех региональных советов.

 

 

  ДАЛЕЕ>>>

Сайт управляется системой uCoz