Исмаилизм:традиции и современность
Саиданвар Шохуморов,
ученый секретарь Института востоковедения
письменного наследия АН Республики Таджикистан.
страница пятая
страницы>>> | 1 стр | 2 стр | 3 стр | 4 стр | 5 стр | 6 стр | 7 стр |
Главная задача фонда - финансирование и развитие проектов, направленных на улучшение экономического положения, здоровья и образовательного уровня нуждающихся слоев населения стран третьего мира. Наиболее крупные проекты в области образования, получившие названия "Семья" и "Дети", охватывают свыше 300 школ, 200 клиник, поликлиник и медицинских центров. В рамках проекта осуществляется подготовка высококвалифицированных кадров, проводятся исследования.
Вся деятельность ОАХР и Фонда Ага Хана осуществляется в тесном сотрудничестве с ведущими международными организациями, высшими учебными заведениями, в частности Гарвардским и Оксфордским университетами, а также университетами Торонто, Макгила и т.д.
Одной из основных задач фонда является улучшение жизненных условий развивающихся стран Восточной Африки и Центральной Азии.
Создана и реализуется жилищная программа Ага Хана. Фонд дает технические рекомендации, оказывает помощь в реконструкции древних городов, строительстве новых поселений, медицинских учреждений, школ, высших учебных заведений.
Фонд Ага Хана по экономическому развитию действует по трем направлениям: участие в развитии промышленности, содействие развитию туризма и осуществление проектов. Фонд, опираясь на новейшие технологии и местные ресурсы, реализует перспективны проекты. Одним из главных направлений экономического развития третьих стран считается туризм, который может обеспечить поступление иностранной валюты. Кроме того, за счет развития туризма можно решить проблему создания рабочих мест.
С подписанием в декабре 1986 г. Ага Ханом IV нового Основного закона начался новый этап в реформировании исмаилитского общества.
Система управления исмаилитской общиной, основанная на многоступенчатой структуре советов, в Основном законе 1986 г. была значительно упрощена.
Предусматривалось создание унифицированной системы, отвечающей интересам всех низаритских общин, как на Востоке, так и на Западе. Учитывая то, что в 70-80-е гг. большое количество низаритов эмигрировало в Европу, Америку и в страны Персидского залива, новый Основной закон предусматривал создание соответствующей структуры советов для вновь образованных низаритских общин. Кроме того, значительно обновлена и усовершенствована система советов для стран традиционного проживания исмаилитов-низаритов.
Собственно низаритские общины, на которые распространяется новая система советов, имеются в 14 странах и регионах. В каждой из них предусмотрено создание Национального совета, который руководит деятельностью провинциальных, региональных и местны советов, а также контролирует деятельность всех других нижестоящих организаций. По решению Ага Хана могут быть расширены границы деятельности того или иного Национального совета.
Основной закон 1986 г. предусматривает создание самостоятельных организаций в странах проживания низаритов, где имеются национальные советы. В частности, во всех этих странах будут действовать "общества исмаилитского пути и религиозного обучения". Следует отметить, что новый Основной закон рассматривает исмаилитско-низаритскую веру как исмаилитский "тарикат", где понятие "тарикат" определяется как "убеждение", "вера", "путь в религию", и в таком смысле оно равнозначно понятию "тарикат" суфизме.
Основной закон 1986 г. предусматривает создание в одиннадцати странах проживания исмаилитов-низаритов "Комиссий по дарени и обновлению", которые контролируют соблюдение финансовой дисциплины в таких организациях, как советы, общества "тарикат", других центральных организациях, получающих финансовую помощь от имама или низаритской общины.
Основной закон предусматривает также создание консультативных и арбитражных комиссий в одиннадцати странах, имеющих национальные советы. Эти комиссии рассматривают дела, связанные с нарушением торговых обязательств, иски по гражданским делам, а также вопросы семейных отношений и внутриобщинные проблемы. Они также имеют право предпринимать дисциплинарные меры по отношению к членам низаритской общины.
Отдельная международная консультативно-арбитражная комиссия в качестве судебной инстанции первой степени после имама может рассмотреть иск по представлению национальных консультативных комиссий. Однако высшей инстанцией в решении жизненно важных вопросов деятельности низаритских общин всегда остается имам. Теперь "муки" и "камрия" назначаются имамом времени. Кроме того, он определяет круг их полномочий.
Таким образом, в результате усовершенствования системы управления низаритским обществом к началу 90-х годов удалось создат достаточно гибкую и всеобъемлющую структуру, состоящую из довольно многочисленных организаций и учреждений, имеющих четкое вертикальное подчинение. Эта система вскоре была распространена на большинство стран проживания исмаилитов-низаритов.
В то же время некоторые страны и регионы, где имеются достаточно крупные исмаилитские общины, в частности Иран, Афганистан и Таджикистан, по различным причинам остались вне системы управления низаритско-исмаилитских советов.
Система советов распространилась на низаритскую общину Сирии только после принятия Основного закона 1986 г.
Сирийские исмаилиты-низариты XIX в. жили в основном в сельских районах центральной Сирии и оставались под руководством традиционных потомственных пиров, эмиров и миров (правителей).
В 40-х годах XIX в. низаритскому эмиру г. Кадмуса Амиру Исмаилу удалось объединить значительную часть низаритов Сирии и, заручившись поддержкой османских властей в лице Султана Абдулмаджида I (1839-1861), собрать своих единоверцев-низаритов в г Саламия, который считался колыбелью низаритского движения в Сирии. Город к тому времени находился в разрушенном состоянии и был покинут жителями. Исмаилиты-низариты заново построили город, и вскоре он превратился в достаточно развитый экономический и культурный центр исмаилитов Сирии.
В конце XIX в. низариты Сирии установили связь с имамом Ага Ханом III, который предпринял решительные шаги по реинтеграции сирийских исмаилитов в общую семью исмаилитов-низаритов. Ага Хан III оказал им экономическую помощь, а также направил туда учителей и специалистов из Восточной Африки.
Сегодня количество исмаилитов-низаритов Сирии исчисляется в пределах 100 тыс. человек, и они проживают в основном в г. Саламия и селениях в его окрестностях. До последнего времени руководство общиной находилось в руках представителей рода Амира Исмаила, которые показали себя верными последователями двух последних Ага Ханов. В деле управления общиной эмирам помогали назначенные имамом "муки" и "камрия". В Сирии действуют советы и другие организации, предусмотренные Основным законом 1986 г.
Несмотря на то что в Иране имеется одна из самых больших общин исмаилитов-низаритов, там не созданы исмаилитские советы.
Еще в 1841 году, когда Ага Хан I вместе со своими единомышленниками навсегда покинул Иран, его последователи там остались без руководства. Это привело к распаду многих исмаилитских общин.
Внутриобщинная жизнь исмаилитов Ирана была сложной. Назначенные имамом уполномоченные, которые были призваны руководить исмаилитскими общинами, не всегда добросовестно выполняли свои обязанности. Так, в результате деятельности одного из таких уполномоченных, некоего Мурада Мирзы, произошел раскол в низаритском обществе Ирана в начале XX в., и появилось новое течение под названием "Мурад-мирзаи", которое оспаривало законность имамата Ага Хана III. Однако к середине 20-х годов XX в. в жизни низаритов Ирана произошли некоторые изменения благодаря усилиям имама Ага Хана III. В частности, традиционные наследственные руководители уступили свои места выборным "муки" и "камрия". Были значительно упрощены обряды. Исмаилитам-низаритам предписывалось окончательно отделиться от иснаашаритов. В конце ежедневного намаза (молитвы они должны были упомянуть имена всех низаритских имамов. К тому же они были обязаны в первую очередь выполнять те религиозные предписания, которые поступали непосредственно от имама.