Исмаилизм:традиции и современность
Саиданвар Шохуморов,
ученый секретарь Института востоковедения
письменного наследия АН Республики Таджикистан.
страница четвертая
страницы>>> | 1 стр | 2 стр | 3 стр | 4 стр | 5 стр | 6 стр | 7 стр |
Верховный совет с постоянным центром в Найроби и отделениями в других крупных городах Восточной Африки осуществлял реальную власть в качестве судебного учреждения второй инстанции. Высшей судебной инстанцией являлся имам времени. Члены Верховного совета подбирались и назначались имамом. Кроме того, имам времени назначал во все три региона Восточной Африки своих представителей. Ниже Верховного совета стояли региональные советы, местопребыванием которых были определены Танзания, Кения и Уганда. Каждый из них пользовался определенной автономией. Со временем в этих странах (после достижения независимости) были созданы объединенные провинциальные советы, которые руководили деятельностью местных, общинных и районных советов. Основным законом было предусмотрено создание вспомогательных организаций, в частности экономических комитетов, благотворительных женских организаций и т.д., которые работали под контролем провинциальных советов.
В Основном законе 1962 года большое внимание было уделено вопросам личного права, бракоразводным делам, опекунству, вероотступничеству и др. Исмаилитские советы всех уровней и связанные с ними судебно-правовые организации в рамках данного Основного закона имели право выносить решения в пределах своей компетенции, и эти решения должны были выполняться всеми членами общины.
Основным законом 1962 г. предусматривалось также создание исполнительного совета в Африке. Главной задачей этого совета было финансирование бюджета различных организаций, прежде всего тех, которые занимались вопросами образования и воспитания, здравоохранения, религиозного обучения. Такие организации были созданы во всех трех вышеназванных странах. Руководство ими было возложено на назначаемых имамами министров.
Все члены советов, советники и другие высокопоставленные должностные лица назначались имамом сроком на два года, и только с его разрешения срок их службы мог быть продлен. Советники по управлению в структуре советов в основном назначались из числа профессиональных юристов и других специалистов. Они не получали заработную плату, а довольствовались лишь моральным вознаграждением со стороны имама в виде присвоения почетных званий и титулов. При АгаХане III существовала достаточно сложная система титулов и званий, которая в основном сохранена и при его преемнике Ага Хане IV. Наиболее заслуженным и достойным членам общества присуждаются титулы "диван", "визирь", "рой", "алиджах".
На местном уровне низаритские общины Восточной Африки по-прежнему сохраняли традиционную структуру, основой которой оставались "джамаат-хане", в которых проводились все религиозные и общественные мероприятия. На уровне местной общины общественные дела выполнялись под руководством "муки" и "камрия", которые назначались провинциальными советами. В их обязанности входило проведение традиционных свадебных и похоронных обрядов, юбилейных и праздничных мероприятий. Кроме того, они выполняли и ряд других важных функций. Для решения религиозных вопросов, имеющих большое значение в жизни общества, была создана организация "Исмаилитский путь и религиозное обучение", которая также впервые была апробирована в Восточной Африке. Данная организация действовала самостоятельно и несла ответственность непосредственно перед имамом. Он отвечала за издание и распространение религиозной литературы, сборников фирманов (указов), текстов выступлений имама и его обращений к исмаилитскому обществу. Эта организация, а также религиозные служители, в частности "муки" и "камрия", не имели полномочий вести пропаганду для привлечения прозелитов в исмаилизм.
В то же время были также духовные лица, деятельность которых напоминала традиционных "даъи" (проповедников), но и они осуществляли свои функции исключительно среди низаритских общин.
Таким образом, имамом Ага Ханом IV была создана достаточно стройная и гибкая организационная структура в Восточной Африке. У нее был хорошо налаженный аппарат управления, который, проведя в жизнь главные принципы Основного закона, обеспечивал абсолютную власть имама времени, защищал традиционные устои и духовные ценности исмаилитского учения, гарантировал безопасность и надежность внутриобщинной жизни и одновременно служил надежным инструментом перестройки и модернизации общества. К тому же он способствовал экономическому процветанию и социальному развитию низаритского общества Восточной Африки.
Аналогичная структура советов также была создана для низаритских общин Индии и Пакистана. С учетом местных условий здесь была создана единая система советов, которая целиком находилась под непосредственным руководством имама времени. В Пакистане административное руководство общиной осуществлял Федеративный совет в Карачи. Он координировал деятельность пяти Высших советов, которые представляли регионы страны, в том числе один совет представлял Восточный Пакистан, который в 1972 г. стал независимым и получил название Бангладеш.
В Пакистане, согласно Основному закону 1962 г., каждый Высший совет был ответственен за конкретный регион и контролировал деятельность двадцати трех территориальных советов, которые в свою очередь подразделялись на районные и местные советы. Высший совет имел полномочия рассматривать обращения, просьбы, жалобы и требования нижестоящих советов и членов общины по внутриобщинным делам, давать соответствующие указания и рекомендации нижестоящим советам по всем вопросам жизни и деятельности общины и ее членов.
В Индии Высший совет располагался в Бомбее и руководил работой четырех региональных советов в Махараштре, Гуджарате, Южной и Восточной Индии. Ниже в иерархической структуре находились двадцать восемь местных советов. Каждый совет состоял из председателя и членов, которые назначались имамом или избирались по его рекомендации. Все советы имели полномочия судебной инстанции по гражданским делам.
"Общества исмаилитского пути и религиозного обучения" были созданы также в Пакистане и Индии. Центры этих обществ находились в Карачи и Бомбее. До конца 70-х годов эти организации действовали самостоятельно и независимо.
Таким образом, постепенно в странах проживания исмаилитов появилась целая сеть организаций, отвечающих за осуществление программ развития в области образования и воспитания, здравоохранения, жилищного строительства и др. Эти организации выполняли свои задачи под общим контролем Федерального совета в каждой отдельной стране.
Следует отметить, что в Индии и Пакистане, как и в странах Восточной Африки, последователи Ага Хана имели достаточно большу экономическую и социальную выгоду от осуществления различных экономических, культурных и гуманитарных программ, реализуемых через структуры организаций Ага Хана по развитию. За последние три десятилетия Ага Ханом IV была создана целая сеть организаций, которые выполняют конкретные задачи в области экономического развития, здравоохранения, образования и культуры в странах третьего мира.
Сеть организаций Ага Хана по развитию (ОАХР) состоит из целого ряда международных некоммерческих и негосударственных организаций. Они открыты для всех людей независимо от вероисповедания, расового происхождения и т.д.
Наиболее важную роль в области социального развития играет Фонд Ага Хана, основанный в 1967 году и являющийся ведущей организацией в деле развития сельского хозяйства, здравоохранения, образования. Штаб-квартира фонда находится в Женеве, его филиалы и отделения открыты в странах Восточной Африки, Южной Азии, Европы и Америки. В 1994 году отделение фонда открылось в Таджикистане.