Исмаилизм:традиции и современность

 

 

 

Саиданвар Шохуморов,

ученый секретарь Института востоковедения

письменного наследия АН Республики Таджикистан.

 

страница вторая

 

страницы>>> 1 стр 2 стр 3 стр 4 стр 5 стр 6 стр 7 стр

 

 

С установлением власти Сефевидов в Иране (1501 г.) и объединением страны начинается постепенное возрождение исмаилитского движения. Так, уже при сефевидском шахе Тахмаспе I имам исмаилитов Шах Абузар Али (1496-1509) установил тесные контакты с сефевидским двором, женившись на сестре шаха бежать из страны. Мустали стал преемником Ал-Мустансир Биллаха в халифате и имамате. Однако многие исмаилиты не признали его, считая имамом и халифом Низара. Борьба между сторонниками Низара и единомышленниками Мустали приняла ожесточенный характер. В результате низариты, потерпев поражение, вынуждены были покинуть пределы Фатимидского государства и организовать новые центры имамата. В частности, в Иране сторонники Низара во главе с исмаилитским "даъи" (проповедником) Хасаном Саббахом сумели создать небольшое исмаилитское государство, центром которого был Аламут.

 

Борьба между низаритами и мусталитами нанесла урон исмаилитскому движению в целом и стала основной причиной падения Фатимидского государства. Потомки Мустали в результате междоусобной борьбы в 1130 г. окончательно потеряли власть, и часть и сторонников бежала в Имен, где к тому времени уже существовали относительно многочисленные и влиятельные мусталитские общины. Здесь был создан новый духовный центр мусталитов.

С переносом центра имамата исмаилитов в Иран исмаилитское общество Ирана всецело становится низаритским и иранский факто теперь становится определяющим. Создается обширная и разнообразная религиозно-философская литература по различным вопросам учения и догматики исмаилизма.

 

Иранский этап в истории исмаилизма делится на два периода - аламутский (1090-1256) и послеаламутский, который продолжался вплоть до середины XIX века. Аламутский период, совпадающий по времени с усилением феодальной раздробленности в Иране, характеризовался тем, что исмаилиты-низариты вели успешную борьбу за создание независимого исмаилитского государства. Аламутское государство объединяло самостоятельные владения и отдельные крепости, разбросанные по всей территории современного Ирана. Был создан также ряд более мелких независимых исмаилитских владений от Сирии до Бадахшана.

Исмаилиты - низариты Ирана принимали активное участие в антимонгольской борьбе народов Ирана. Только к 50-м годам XIII в. монголам удалось сломить сопротивление исмаилитов, захватить и разрушить их крепости. Монгольские захватчики проводили политику поголовного истребления исмаилитов и уничтожения культурной среды, созданной ими на протяжении нескольких веков. В частности, была разграблена и сожжена богатейшая библиотека Аламута, в результате чего погибли бесценные рукописи, посвященные исмаилитской философии и теологии.

 

Послеаламутский период (вторая половина XIII - первая половина XIX в.) - один из самых сложных и драматических периодов в истории исмаилизма. Тогда в раздробленном состоянии находилась исмаилитская община, ослабились связи между имамом и его последователями, широко использовался принцип "такия".

Так, после смерти имама Рукниддина Хуршаха (1257 г.) низаритские имамы, опасаясь преследования монголов, были вынуждены вести скрытую жизнь, и об их местопребывании знал лишь очень узкий круг наиболее приближенных лиц. Всякие связи с исмаилитскими общинами, особенно находящимися в отдаленных местах, были прекращены. Исмаилиты-низариты Бадахшана, Индии, Афганистана, Сирии и т.д. на протяжении ХЩ-ХУ вв. не знали о местонахождении имама. Отсутствие традиционного единог центра привело к "идеологическим шатаниям" внутри исмаилитской общины, к появлению новых ответвлений. Так, в начале XIV в. в результате раскола исмаилиты-низариты разделились на "муъминшахов" и "касимшахов".

 

С установлением власти Сефевидов в Иране (1501 г.) и объединением страны начинается постепенное возрождение исмаилитского движения. Так, уже при сефевидском шахе Тахмаспе I имам исмаилитов Шах Абузар Али (1496-1509) установил тесные контакты с сефевидским двором, женившись на сестре шаха.

 

В дальнейшем низаритские имамы восстановили центр имамата в Анджидане, затем перенесли его в Махаллат (около г. Кума). Им удалось восстановить прерванные связи с низаритскими общинами в Индии, Бадахшане, Афганистане, Сирии и других местах. Уже период правления зендов (1760-1794) и каджаров (1794-1925) исмаилитские имамы активно участвовали в политической жизни Ирана. В частности, имам Шах Халилуллах III (1780-1817) имел достаточно хорошие отношения с Фатхали-шахом Каджаром (1797-1834) и, когда в 1817 году этот исмаилитский имам был убит религиозными фанатиками в результате религиозных стычек в городе Йезд, Фатхали-шах с целью утешения его близких выдал свою дочь за его сына - Хасан Али-шаха. Фатхали - шах назначил последнего правителем Кума и присвоил ему почетный титул "Ага Хан", который стал наследственным титулом имамов исмаилитов-низаритов.

 

Однако в период правления Мухаммад-шаха Каджара (1834-1848) в результате дворцовых интриг и борьбы между различными придворными группировками взаимоотношения исмаилитского имама Ага Хана I с шахским двором резко ухудшились. Ага Хан I был смещен с поста правителя Кирмана и подвергнут преследованию.

Согласно официальной исмаилитской историографии, несмотря на неоднократные попытки имама Хасан Али-шаха, ему не удалось улучшить отношения с каджарским двором в силу противодействия могущественного премьер-министра Хаджи Мирза Агаси. Проти исмаилитского имама были направлены регулярные военные силы, и Ага Хану I ничего не осталось, как покинуть Иран. В 1841 году он вместе со своей свитой перешел афганскую границу и прибыл в город Кандагар. Из Афганистана он вскоре переехал в Индию и вскоре в г. Бомбее основал новый центр имамата исмаилитов-низаритов.

 

 

 ДАЛЕЕ>>>

Сайт управляется системой uCoz