|
|
Сунатулло Джонбобоев Шарофат Мамадамбарова Термин Шелковый путь впервые применил к этой международной трассе немецкий географ Фердинанд фон Рихтхофен в 1877г. Однако история этого пути уходит в глубокую древность - к III-II тысячилетию до н.э. До появлении так называемого шелкового пути существовали другие пути, которые были непосредственно связаны с Таджикистаном:
Посмотреть карту шелкового пути ВЫБЕРИТЕ ИНТЕРЕСУЮЩИЙ ВАС РАЗДЕЛ... |
|
проходил из Самарканда в Коканд через Пенджикент, Варз (Айни), Бунджикат (Шахристан), Ура-Тюбе, Ходжент, Канибадам, Исфара.
Второй, третий и четвертый пути можно назвать Бактрийскими. |
|
о котором упоминает Птолемей (IIв.), соединял Термез с Кашгаром (Китай) через Регар (Турсунзаде), Гиссар, Душанбе, Андигон (Кафарнихон), Вашгирд (Файзабад), Дарбанд (Сариджар), Гурканд (Гарм), Алайской долины в Кашгаре (Китай). | |
является ответвлением от второго и направлялся на Юг - Нурек, Дурбан (Дангара) -Мунк (Ховалинг) - Хулбук - Пархар - Кабадиан - Балх. | |
вел из Балха в Барпанджа - Хорог и далее через Шугнан и Вахан - Мургаб в Ташкурган (Китай). | |
Связи народов Центральной Азии и через них Европы с Китаем, конечно, были многосторонними. Были и военные походы Самые известные походы были два: Первый, в 90г. н. э.(II в.) между китайским полководцем Бан Чао, который строил план перейти Памир и двигаться на Запад и Кушанской 70-тысячной армией произошло столкновение в районе Вахана. Каждая из этих сторон стремилась взять под свой контроль этот караванный путь. В этот период через Шугнан и Вахан прошла тяжелая панцирская 70- тысячная конница. Второй поход была связана с возвышением Тибета, который в VIII в. стал расширять свои владения на Запад. Империя Тан тоже стремилась подчинить себе Шугнан и Вахан и закрыть эти ворота для тибетцев. В это время набирала силу другая империя арабо-мусульманская . Китай боялся как бы тибетцы не установили контакт с арабами. Халиф аль-Маъмун поставил задачу перед своим визирем-Фазл бинни Сахлом освободить этот путь для своей торговли и Фазл разгромил их в Вахане и в бассейне Тарыма. В память об этом данное событие отмечено на плите внутри Кааба ... и Аллах даровал мне победу в Вахане над владетелем Хакана и гор Тибета. По этому пути шли и иранские эмигранты, после падения иранского царя Яздигурда III. В японских Хрониках датированые 720г. сообщаются о прибытии в эту страну в первой половине VII жителей Тохаристана. Однако военные походы были всего лишь эпизодами в истории культурного взаимоотношения этих народов. Торговля открыла широкие дороги для развития культуры. Идеи шли за торговыми путями, как бегущая вода по вновь открытым каналам. Одновременно и культура способствовала большему развитию торговли и производства, в том числе шелка. Распространение буддизма, его церемония востребовала большое количества шелка... Центрально-азиатский регион играл в прошлом огромную роль в передаче культурных ценностей Востока и Запада.
|
|
ЭПИЛОГ |
|
В настоящее время исследователей беспокоят ряд вопросов:
|