Автор текста: Н. Исаева-Юнусова

Фотографии: В. Крюкова

ПОСМОТРЕТЬ ГАЛЛЕРЕЮ ТАДЖИКСКОЙ ВЫШИВКИ
ВЫШИВКА РАВНИННЫХ РАЙОНОВ
  ВЫШИВКА РАВНИННЫХ И ГОРНЫХ РАЙОНОВ
  ВЫШИВКА ПАМИРА И ПРИПАМИРСКИХ РАЙОНОВ
  ВЫШИВКА ГОРНЫХ РАЙОНОВ

 

ВЫШИВКА ГОРНЫХ РАЙОНОВ

 

 

Платья 

 

 

Платья. Характерные, совершенно своеобразные черты отличают вышивку жителей гор от вышивки равнинных таджиков .

Когда попадаешь в горные районы Таджикистана, то невольно ощущаешь какую-то праздничность, царящую на улицах здешних кишлаков и городов. Такое чувство возникает благодаря яркой, броско орнаментированной вышитой одежде женщин, детей и частично мужчин. Кажется, будто весь сказочный мир вышивки, украшающей жилище равнинных таджиков, вышел из домов на улицу. Разнообразные национальные женские платья изумляют смелостью решения украшающей их вышивки. Они в большинстве своем длинные, простого, свободного покроя (очень широкие длинные рукава спускаются ниже кисти); иногда встречаются (в некоторых районах юго-западного Дарваза) слегка сужающиеся в талии и расширяющиеся книзу (рукава в таком случае делаются узкими). Композиция орнамента на платье имеет несколько вариантов и всегда отличается монументальностью своего решения. На праздничных платьях вышивка покрывает всю переднюю часть от плеча и до подола, а иногда частично захватывает и спину. В большинстве случаев ее располагают двумя широкими вертикальными полосами от плеча к подолу. Встречаются платья, где вышивка размещена вокруг ворота и спускается до пояса (чаще всего в виде стрельчатой арки), и платья, где она широкой каймой (от 20 до 50 см) украшает лишь подол и рукава. Очень широкие длинные рукава обязательно орнаментируются вышивкой, которая образует единое художественное целое с остальными вышитыми частями платья.

Существует еще несколько вариантов композиций вышивок на платьях. Некоторые из них основаны на традициях, идущих из далекой древности. Но мы ограничимся лишь наиболее распространенными типами, повсеместно встречающимися в наше время. Платья чаще всего шьют из желтого, бордового, красного сатина или белого и кремового карбоса. Наиболее распространенная техника вышивки на платьях разновидность басмы шов, которым производят многие вышивки во всей Средней Азии. Кроме него применяется простая гладь, реже крест. Вышивают обычно шелком (мастерицы сами красят его и крутят). Но иногда можно встретить и бумажные нитки, что, конечно, отражается на качестве и общем виде орнамента.

Орнаментальные мотивы на платьях имеют много общего с мотивами на сюзане, борпушах, руиджо. Здесь тоже в любом случае применяются основные, как бы ограничивающие орнамент прямые линииова и рядом волнистые линиикунгра. Большое место по сравнению с вышивкой равнинных районов в горных занимают всевозможные геометрические узоры в виде квадратиков, ромбов, треугольников, кружочков и т. п. Они обычно переплетаются с растительными мотивами в виде уже знакомых нам по равнинной вышивке розеток, вьющихся стеблей, пальметт, миндаля, стручков перца, кустов, веточек. Наиболее распространенный здесь орнамент, украшающий платье,розетки. Разнообразные по своей внутренней разработке и по размерам, они обычно располагаются двумя вертикальными рядами симметрично центральной оси и скомпанованы в непрерывный орнамент ленточного характера (по четыре-пять в каждой). Конечно, в каждом платье вариации розеток разнообразны. Особенно большое впечатление производят платья, орнаментированные спереди двумя крупными розетками, достигающими в диаметре 7090 см. Подол в таком случае каймы не имеет, но рукава зашиваются сплошь от плеча и донизу узором, цвет которого однороден по гамме основному орнаменту. Такая яркая и броская вышивка поражает своей монументальностью и завершенностью художественного замысла. Иногда кажется просто невероятным, как сумела вышивальщица в одном платье уместить столько цвета, столько орнаментальных форм. Причем все это сделано всегда с большим вкусом и мастерством. Интересные платья с подобной орнаментальной композицией часто встречаются в таджикабадском районе. Платья, которые носят женщины в Кулябе и его окрестностях, чаще всего расшиты мелкими розетками, обычно вихревого типа, их подол орнаментом обычно не украшен. В Каратегине и Дарвазе (где в узоре преобладают геометрические мотивы), наоборот, подол обязательно имеет широкую нарядную кайму, которая стилистически близка вышивке передней части платья.

Популярнейшим мотивом горной вышивки является также ислимиразнообразные растительные побеги, служащие неотъемлемым элементом всей таджикской орнаментики. Он компонуется из всевозможных по форме и характеру растений, а также предметных и зооморфных орнаментов и сообщает узору самые разнообразные свойства: то динамику, то статичность, то плавность.

 

Сайт управляется системой uCoz