Автор текста: Н. Исаева-Юнусова

Фотографии: В. Крюкова

  ПОСМОТРЕТЬ ГАЛЛЕРЕЮ ТАДЖИКСКОЙ ВЫШИВКИ
  ВЫШИВКА РАВНИННЫХ РАЙОНОВ
  ВЫШИВКА РАВНИННЫХ И ГОРНЫХ РАЙОНОВ
  ВЫШИВКА ПАМИРА И ПРИПАМИРСКИХ РАЙОНОВ
  ВЫШИВКА ГОРНЫХ РАЙОНОВ

 

ВЫШИВКА ПАМИРА И ПРИПАМИРСКИХ РАЙОНОВ

 

 

Рубанд | Одежда 

 

Рубанд. Поразительным обилием орнаментальных форм отличается вышивка припамирских районов и самого Памира. Ею здесь главным образом украшают одежду: мужские и женские рубашки (вдоль ворота и вертикального разреза), налобные повязки для женщин (сарбандак), занавески на лицо невесты (рубанд), мужские и женские пояса (камарбанд, такбанд). Вышивка этих районов выделяется особой индивидуальностью орнаментального стиля, тяготеющего к геометризации форм.

Большое внимание заслуживают здесь вышитые женские лицевые занавески рубанды, применяемые только во время свадьбы. Необычайно красочные, нарядные по цвету и интересные по орнаментальным мотивам, они неоднократно привлекали внимание исследователей . Рубанды представляют собой один из стариннейших предметов в одежде горной таджички. (Теперь ими не пользуются и встретить их можно лишь в музеях.) Рубанд представляет собой небольшой прямоугольный или квадратный отрезок хлопчатобумажной материи (75 X Х 75 или 90Х75 cм.), который плотно заполнен вышитым орнаментом. В верхней его части имеется небольшое прямоугольное сетчатое отверстие для глаз, сделанное белыми шелковыми нитками. К двум верхним углам пришиты длинные цветные завязки с кистями для укрепления рубанда на голове (обычно это покрывало надевают непосредственно на головной убор), а все четыре края окантованы темной тесьмой, плетенной из ниток. Обычно вышивка здесь выполняется шелковыми нитками плотным гладье-вым швом, образующим гладкую блестящую поверхность, которая еще более усиливает плоскостной характер узора. Примечательно и то, что эта техника построена на минимальном использовании ниток; на обратной стороне материи их почти нет. Композиция общего узора рубанда полностью подчинена прямоугольной или квадратной форме самого изделия. Она подчеркнута орнаментом, построенным по принципу вписанных друг в друга прямоугольников, из которых центральный более вытянут в длину и разделен на горизонтальные полосы (в верхнем - сетка для глаз). Орнаментальные мотивы рубандов не слишком разнообразны.

В основном это стилизованные деревья, а также всевозможные геометрические фигуры в виде треугольников, ромбов, геометризованные цветы, птицы, розетки. Одним из интереснейших орнаментальных элементов этой вышивки являются хурус (петух) и товус (павлин), имеющие разнообразную трактовку и силуэты, действительно напоминающие этих птиц. Высоко поднятый, загнутый кверху хвост иногда представляет собой пышный ажурный букет, в котором помещены маленькие птички. Шея также имеет крючкооб-разную форму, оканчиваясь маленькой головкой в виде изящной веточки, которая олицетворяет клюв и бородку. Весь силуэт усыпан множеством зубчиков, усиливающих геометризацию и придающих всей фигуре какую-то праздничную, нарядную окраску. Несмотря на общее сходство, в каждом рубанде петухи имеют свою форму. Они то стройные, вытянутые, на удлиненных ножках, то приземистые и тяжелые; иногда спокойные и застывшие, иногда возбужденные, с растрепанными гребнями и хвостами.

Петухи вышиты всегда красными нитками. Многие исследователи отмечают, что красный цвет здесь не случаен: он символизирует собой огонь, который обладает свойством устранять опасность и отпугивать злые силы от новобрачной . Красный цвет в орнаменте на рубанде всегда является основным, преобладающим; им выполнены и всевозможные цветы, кустики и деревья: именно он делает вышивку очень нарядной, необыкновенно праздничной и богатой. По своему общему эмоциональному строю рубанд близко напоминает некоторые русские и украинские вышивки, в которых тоже преобладает красный цвет. Отдельные детали орнамента вышиваются разнообразными по цвету нитками: фиолетовыми, желтыми, зелеными, синими, что весьма оживляет общий узор. Петухи в рубанде располагаются обычно в центральном прямоугольнике попарно, друг против друга (реже друг за другом) с деревом между ними, по краюсмотрящими в одну сторону, где образуют широкую орнаментальную кайму (она в каждом рубанде разной ширины). В кайме между птицами помещаются треугольники с одной зубчатой стороной или силуэты маленьких птичек. Такие треугольники по форме напоминают маленькие мусульманские амулеты (туморча), применяемые в качестве оберега. И здесь, в вышивке, они также, видимо, носят магический характер.

Подобные узоры-амулеты (туморы) часто встречаются и в орнаменте равнинных районов, особенно в сюзане и борпушах. Большое место в орнаменте рубанда занимают так называемые розетки или цветы, разнообразные по цвету и форме. Они напоминают узоры в калейдоскопе: пышные, тонкие по своей разработке и в то же время четкие, геометризованные. Насыщенный всевозможными сюжетными образами, ажурный орнамент вышивки рубанда представляет собой интересное произведение народного искусства. Известный этнограф Н. А. Кисляков отмечал: Ни у кочевых или полукочевых в прошлом народов, ни у оседлого населения Средней Азии, Ирана и Афганистана, где бывало женское покрывалопаранджа или чадра, насколько нам известно, не существовало в недалеком прошлом и не существует в настоящее время специально столь богато орнаментированной свадебной лицевой занавески, как рубанд горных таджиков .

Одежда. Мотивы вышивки рубандов часто повторяются в орнаментации воротов женских рубашек, которые обычно украшаются узором вокруг всего ворота и вдоль длинного разреза спереди. Здесь используются те же птицы (петухи), между которыми вписаны треугольники (туморча). Широкая вышитая кайма на белом платье, обычно сшитом из материи типа кярбоса, придает длинному, широкому, как бы бесформенному покрою необыкновенную праздничную красочность.

На мужских халатах вышивка украшает только воротник; выполненная простыми швами, она представляет собой скромный орнамент, воспроизводящий следы куропатки, следы волка, грудь орла . Большое распространение на Памире и в близлежащих к нему районах получила техника вышивания крестом . Ею вышивают главным образом тесьму для тюбетеек и для обшивки нижнего края женских шаровар, мужские пояса (камарбанд) и женские повязки шириной в 1520 см. Иногда к поясу подвешивается нож в чехле с такой же вышивкой, как и на поясе. Узор вышивки на всех этих вещах состоит сплошь из растительных элементов, причем в основном это пестики цветов и изгибы побегов. Благодаря самой технике вышивания орнамент носит геометризованный характер: он очень четкий и ясный по своему композиционному построению. Такие вышивки отличаются густым, насыщенным колоритом. Много места отведено зеленому, синему и фиолетовому цветам, в гуще которых то там, то тут вспыхивают яркие огоньки желтых, розовых, белых и голубых пестиков. Эти вышивки по характеру колорите и орнаментальным изображениям очень напоминают многие вышитые изделия равнинных таджиков. Современная таджикская вышивка продолжает и развивает традиции конца XIXначала XX века. Народ в основном сохраняет производство тех изделий, которые и до сих пор имеют тесную связь с традиционным бытом, с национальными обычаями. Поэтому многие вышивки вышли из употребления (например, зардевор, рубанд). Большая художественно-эстетическая ценность народной вышивки позволяет с большим успехом использовать ее в производстве современных предметов убранства интерьера и в орнаментации одежды. В республике существует ряд предприятий, где с успехом используют традиционные мотивы народной вышивки. Некоторые из них, несмотря на небольшое время своего существования, сумели завоевать популярность и в Таджикистане и далеко за его пределами. Одно из них Ленинабадский шелкокомбинат. Нарядные ткани, выпускаемые им, насыщены густым колоритом народной вышивки; тюльпан, ночная красавица, петушиный гребень, многоярусная розетка и т. п. образуют на них новые оригинальные вариации.

Рамки использования таджикского вышивального искусства раздвигаются с каждым днем. Профессиональное искусство Таджикистана за последние годы также обогатилось произведениями, в которых используется орнаментальное и колористическое богатство национальной вышивки. Это наблюдается в монументальном, театрально-декорационном искусстве, во всех видах декоративно-прикладного творчества и даже в станковой живописи. Разрешение же вопроса взаимосвязи народного искусства с современным профессиональным находится в республике лишь в начальной стадии. Эта насущная для всего таджикского искусства задача может быть в какой-то мере разрешена лишь в случае широкого и серьезного ознакомления творческих работников со всеми видами народного творчества и правильной теоретической ориентации.

Сайт управляется системой uCoz