Автор текста: Н. Исаева-Юнусова

Фотографии: В. Крюкова

  ПОСМОТРЕТЬ ГАЛЛЕРЕЮ ТАДЖИКСКОЙ ВЫШИВКИ
  ВЫШИВКА РАВНИННЫХ РАЙОНОВ
  ВЫШИВКА РАВНИННЫХ И ГОРНЫХ РАЙОНОВ
  ВЫШИВКА ПАМИРА И ПРИПАМИРСКИХ РАЙОНОВ
  ВЫШИВКА ГОРНЫХ РАЙОНОВ

 

ВЫШИВКА РАВНИННЫХ И ГОРНЫХ РАЙОНОВ

 

 

Тесьма | Румол | Уребча | Тюбетейки

 

Тесьма. Большое распространение как в горной, так и в равнинной вышивке имеет тесьма. В северных районах республики ее называют зехак. Она служит неотъемлемой частью мужского, женского и детского костюма, головных уборов, ею отделываются мелкие бытовые декоративные предметы. Тесьма разнообразна по технике изготовления. Она делается крючком на узкой полосе ткани (от 1 до 6 см) кручеными нитками, она вышивается тамбурным швом или ткется на станке. В готовом виде тесьма представляет собой рябоватую, с рельефной фактурой полоску с неограниченным мелким ленточным орнаментом. Иногда (например, в Кулябе и на Памире) эту тесьму вышивают плотным крестом.

Орнамент тесьмы очень разнообразен. Четкость контуров, резкость цветов и

равномерное чередование раппортов узора придает ему геометризирован-ный характер. Для него характерны в основном простые геометрические формы, которые иногда усложняются. Встречаются также предметные очертания орнаментов, зооморфные и растительные; но и они, видимо в силу своего технического исполнения, получили геометрический вид. Орнамент тесьмы обладает необыкновенной гибкостью; он легко воспринимает новые элементы, которые часто интересно сочетаются с древнейшими традиционными мотивами . Колорит тесьмы очень яркий, звучный, радостный. В них часто применяют традиционные сочетания цветов:

ядовито-зеленый с малиновым, оранжевый и желтый с черным, фиолетовый с розовым. Черные и белые цвета употребляют почти всегда в качестве узкой окантовки, идущей по границе всего узора.

Колористический эффект тесьмы особенно впечатляет, когда она находится на самой вещи. Женское платье, мужской халат или тюбетейка, отделанные такой тесьмой (обычно вокруг ворота, по борту халата или по околыш-ку тюбетейки), имеют необыкновенно завершенный художественный облик.

Эта узкая, насыщенная интенсивным цветом полоска, являясь отделкой, придает готовому предмету своеобразный богатый вид и в последние годы стала все чаще применяться даже в украшении современного европейского костюма. Тесьмой увлекаются вышивальщицы повсеместно по всему Таджикистану, но особенно часто она встречается в изделиях горных районов.

Румол. Большое место занимает вышивка в мужских поясных платках. Их носят во всех равнинных и горных уголках Таджикистана. В каждой местности они имеют свое название:

в равнинных областях их называют румолами, в горных румоли миён или миёнбанд и т. п. Эти платки мужчины носят с детства. Румол складывают по диагонали вдвое и перекручивают на талии так; чтобы один угол свисал вниз. Надевают его поверх халата. Применение румола в одежде в виде скрученного пояса продиктовало и расположение вышивки на нем. Основной элемент ее композиции кайма (шириной от 10 до 20 см) с непрерывным орнаментомрасположен по краю платка (квадрата), отдельные фигуры узора помещены в углах. Каймовый орнамент обязательно ограничивается с двух сторон парой узких каемок и иногда еще дополнительно фризом из мелких растительных узоров.

Техника исполнения вышивки поясных платков обычнобасменный шов или двусторонняя гладь. Узор состоит чаще всего из геометрических и растительных мотивов. Но встречается орнамент эпиграфического и зооморфного характера.

В равнинных румолах широко распространен геометрический мотив в виде кружочка и точки, которые обычно располагаются цепочкой. Часто встречаются также полукруг и полумесяц. К архаическому типу орнаментов относятся различные завиткишох (бараньи рога или веточки деревьев), по очертанию напоминающие арабские письмена , а также стилизованные следы животных пои мургоби (утиные лапки) и изображения, имеющие значение женского полового органа. Очень часто в румолах можно увидеть мотив мор (извивающаяся змея). Этот узор изображается в виде зигзагообразной или волнистой линии и встречается во всех видах декоративно-прикладного искусства таджиков на протяжении многих тысячелетий.

Растительный орнамент в румолах не многообразен, но отличается большой подвижностью. Особенно распространен мотив цветка и веточки. Вышитая кайма платка обычно содержит отдельные чередующиеся узоры, которые не имеют никаких соединительных элементов, но при этом смотрятся как целостный гармоничный орнамент, иногда очень нежный и плавный или, наоборот, твердый и угловатый, подчеркнуто графичный. Все элементы, составляющие орнамент на румолах, в своем очертании имеют очень простые формы, но они, как правило, воспроизведены в таком оригинальном сочетании и ритме по отношению друг к другу, что производят иногда впечатление сложного оригинального узора. Это одно из ценнейших качеств народного искусства. И оно в большой степени присуще именно вышивке на румолах. В горных румолах (кулябская группа) распространен растительный орнамент и так называемый узор газали (газельный, поэтический), стилизованный под арабский шрифт.

Колорит вышивки на платках отличается некоторой сдержанностью. Она выполняется на всевозможных по цвету и качеству материалах. Иногда употребляется цветная атласная материя с рисунком типа абр (облакбпо-добный). Вышивка на таком платке выполняется обычно однотонными нитками, чаще черными. Вообще черный цвет очень часто применяется в украшении румолов. Без него, пожалуй, не обходится ни один узор. Вышивка, произведенная одним цветом, строится обычно на принципе контрастности: на белом фонечерными нитками, на черномкрасными, на желтом фиолетовыми. В орнаменте румолов наряду с растительными или геометрическими элементами, пожалуй, больше, чем в других видах таджикских вышитых изделий, можно увидеть изображения, связанные с пережиточными представлениями о животных. Так, на одном из ура-тюбинских румолов на ярко-оранжевом фоне жирным черным контуром вышиты завитки, окруженные черными точками. Такие крючкообразные завитки очень часто встречаются на платках как в равнинных, так и в горных районах. Это кушкорак (завитки рогов барана).

Присутствие в орнаменте старинных и современных румолов такого элемента можно объяснить существующими до последнего времени у таджиков представлениями о баране как о животном, обладающем священными исцеляющими свойствами. Рога горного баранаархара постоянно помещаются таджиками на могилах в числе главных приношений, в горных кишлаках их прикрепляют к двери дома для охраны его от зла. Румол с такой вышивкой, по народному представлению, также предназначается для охраны человека от сглаза и болезней. Предельно стилизованная форма изображения всевозможных животных или частей его тела органично, мастерски вплетается в орнаментированную кайму платка. Здесь можно встретить гусениц, красиво изогнутых в живом, веселом хороводе; больших и маленьких змеек (якобы берущих человека под свое покровительство), ажурные, ритмически скомпонованные пои кафтарак (следы птиц, чаще голубей), коши кафтарак. (голубиные брови).

Используются и некоторые элементы узоров, связанные с представлением о человеке, например, мо-хунак (ногти), чашмхо (глаза), кош (брови), мижа (ресницы). Часто встречаются узоры под названием Тахир и Зухра крючкообразные сцепления отдельных элементов, которые олицетворяют, по представлению вышивальщицы, тесную связь любящих сердец. Румолы украшает и такая группа орнаментов, которая обозначает окружающие человека предметы: ножницы, самовар, самолет. Обычно они состоят из элементов примитивных по своим художественным качествам и на первый взгляд не заслуживают внимания. Но если обратиться к значению, вложенному в него вышивальщицей, то можно еще раз убедиться, с каким мастерством и легкостью она преображает увиденные ею предметы в простые стилизованные формы. В старину помимо румолов мужчины носили так называемую футукусок материи длиной в 150200 см и шириной 5060 см. Футой подпоясывались, причем один конец ее оставался свободным и свисал сбоку. Вышивка располагалась на обоих концах, длиной примерно в 3050 см. По своему характеру она представляла собой пышный растительный узор, яркий и многообразный в деталях.

Уребча. Точно такую же композицию, как на румолах, имеет вышивка женских платков уребча или румоли дока. Орнамент же ее содержит ряд особенностей, отличающих эти платки от мужских.

Женские платки из белой кисеидока, которая обладает легкой, нежной, почти воздушной фактурой, распространены главным образом в равнинном Таджикистане, особенно в Ура-Тюбе, Исфаре, Кани-бадаме, Ленинабаде. Вышивка, которая их украшает, обычно очень пышная, насыщена цветом, всевозможными орнаментальными формами. Кайма тут тоже очень легкая, ажурная, несмотря на то, что иногда бывает несколько перегружена отдельными элементами.

Широкое использование ярких глубоких тонов, в том числе черного на белом фоне, казалось бы, должно придавать орнаменту некоторую резкость и жесткость. Но искусно скомпонованные в кружевные узоры, они придают общему цветовому строю вышивки особое изящество. Для некоторых орнаментов вышивки на уребче характерна архаичность. К древним мотивам относятся, например, узоры под общим названием киёмат нуска (адская вышивка). Трактовка их очень разнообразна. Каждая вышивальщица подходит к теме по-своему, вкладывая свое индивидуальное представление о трудной адской вышивке. Общей в таком орнаменте бывает лишь сама его композиция: кайма почти всегда делится на равные четырехугольные части, которые потом заполняются разнообразным рисунком.

Его элементы обычно располагаются в беспокойном ритме и часто напоминают арабские буквы, полукруг в виде месяца, рога барана, силуэты птиц, змей, а также круги и точки всевозможных размеров. Растительные же мотивы употребляются здесь в качестве дополнительных. Интересен и многообразен по трактовке орнамент, символизирующий женский половой орган; он представляет собой чисто растительный узор, пышный и яркий по цвету. Оригинальна вышивка уребчи под названием тилло нуска (золотая .вышивка), состоящая из геометрического орнамента, который имитирует золотое шитье с редкими просветами фона между шелковыми стежками, которые усиливают игру света. Впечатление от такого узора остается такое же богатое, как от сделанного золотыми нитками. Упомянутые выше орнаменты, дошедшие до нас через многие столетия, являются излюбленными у вышивальщиц и по сей день. Но. будучи традиционными, они каждый раз обогащаются все новыми и новыми детальными проработками.

Многие древние мотивы давно потеряли для мастериц свое смысловое значение, они пользуются ими в чисто эстетическом плане, выявляя красоту силуэта каждой детали и линии узора.

Тюбетейки. Самой широкой известностью как в Таджикской республике, так и далеко за ее пределами пользуются тюбетейки. Их носят мужчины и молодые женщины, в будни и в праздники, с национальным и европейским костюмом. И если некоторые виды народных вышитых изделий обнаруживают тенденцию к постепенному отжи-ванию, то тюбетейка, наоборот, оказалась .жизнеустойчивой. Тюбетейки, как и все виды таджикской вышивки, имеют множество типов и в разных районах отличаются друг от друга и формой и вышитым орнаментом. Еще совсем недавно по тюбетейке можно было определить местожительство носящего ее человека. Но в последние годы все виды тюбетеек равнинных таджиков широко распространились по всему Таджикистану и превратились в общенациональный головной убор. Большой популярностью повсюду пользуются мужские черно-белые тюбетейки под названием чусти (местечко Чует в Ферганской долине Узбекистана). Они вышиваются белым шелком или мулине на черном фоне. Узор вышивки такой тюбетейки традиционен: это бодом (миндаль) или каламфур (стручок перца); он помещается в каждом из четырех сегментов тюбетейки. Эти четыре белых миндалеобразных узора, не связанные между собой, расположены в центральном поле, которое окружено также вышитым белыми нитками орнаментом арочного .характера, помещенном на околышке. Квадратная по своей форме, такая тюбетейка имеет легкую подкладку и прострочена с использованием пилты по форме сегментов, захватывая тулью. Заканчивается она узким бархатным или атласным кантиком черного цвета. Тюбетейка чусти очень изящна и отличается ювелирной тонкостью вышивки. На первый взгляд все подобные тюбетейки похожи друг на друга, но на самом деле по внутренней орнаментальной обработке основного элемента миндаляони удивительно разнообразны. Очертания бодома также бывают разные. Он то вытянутый, изящныйдарознуска (длинный), то немного округлый, собранныймуш-нуска (мышеподобный). Каждый такой узор вышивальщица заполняет множеством всевозможных деталей, которые имеют свое определенное традиционное название (например, ресницы, брови, усики, родинка) и создают интересно скомпонованный, красивый орнамент.

Нарядные четырехугольные с плоским верхом тюбетейки с ярким растительным узором пользуются большой популярностью у женщин. Их называют ироки. Вышиваются они швом типа русского креста: в каждом из четырех сегментов тульи располагаются яркие букеты цветов, а фон зашивается сплошь белыми или зелеными нитками. Узор с основного поля тюбетейки спускается на околышек, который окантовывается узкой бархатной тесьмой. Подобные тюбетейки завоевали популярность много лет тому назад и теперь их носят повсеместно. Особенно распространены они у городских женщин, которые удачно сочетают эту тюбетейку с европейским платьем. Наиболее художественными тюбетейками этого типа на территории Таджикистана можно считать ленинабадские и ура-тюбинские. Так, на одной из них четыре нарядных букета, симметрично размещенные на тулье, плотно заполняют ее поле, играя яркими, насыщенными красками. Сочные бордово-красные розы оттеняются нежными голубыми, синими или фиолетово-розовыми цветками, которые сидят в густой зелени всевозможных оттенков. Мягкая светотень придает узору объемность и выразительность.

Интересны и цветные тюбетейки ироки, вышитые гладью. По форме они бывают двух видов: четырехугольные и круглые конические (или плоскодонные). У первых тулья переходит на околышек и вышивается гладью ярким цветочным орнаментом. Композиции его разнообразны. Встречаются узоры неограниченного характера, расположенные по отдельным секторам. Элементы узора и композиционные формы здесь очень просты: это всевозможные замкнутые фигуры, круги, ромбы, веточки, бутоны, овалы, цветы, решенные в бесчисленных цветовых вариациях. Околышек такой тюбетейки обшивается тесьмой с тонким многоцветным орнаментом. Необыкновенная колористическая насыщенность подобной тюбетейки завоевала ей большую популярность, особенно среди горного населения. На Памире распространены круглые плоскодонные тюбетейки с широким околышком, украшенным многоцветной тесьмой, иногда в два ряда.

Вариации композиционных цветовых решений этих тюбетеек тоже достаточно многочисленны. Среди них особенно выделяются, пожалуй, памирские, вышитые геометрическим узором неограниченного характера. Как правило мотив тут сетчатый, крестообразный, ромбовидный; сочетание цветов отличается некоторой изысканностью. Почти в любом уголке Таджикистана можно встретить детскую тюбетейку, вышитую гладью цветными шелковыми нитками на синем, бордо, коричневом и зеленом бархате. Орнамент здесь растительный, сильно стилизованный. Для детских тюбетеек характерна также вышивка цветным бисером и пулакчей (блестками); она исполняется на темном бархате, который эффектнее оттеняет блеск бисера. В орнаментах вышивок на тюбетейках поражает обилие древнейших и новых мотивов. Этнограф А. К. Писарчик, анализируя вышивку тюбетеек, собранных ею во время экспедиций,, пишет: Нам удалось собрать более двухсот образцов орнамента, среди которых были старинные цветочные узоры (например, листья ивы, пышный лист шобарг). Но много было и новых узоров, чрезвычайно интересных по своим названиям и формам, изобразительных по содержанию, но сильно стилизованных. Например, узор танк, земной шар, велосипед, патефон и пр.. И, наконец, всем известна золотошвейная тюбетейка. Родина ее Бухара. Исключительно красивы старинные бухарские тюбетейки, вышитые плотным выпуклым швом на темном бархате. Их массивный и в то же время изящный золотошвейный узор характерен четкостью рисунка и богатством орнаментальных элементов. Интересны золотошвейные тюбетейки, сделанные старыми мастерами. Круглые и плоскодонные, они делаются без подкладки и без тесьмы, но узор тульи зашивается полностью без малейшего просвета. Здесь часто золото граничит с серебром, образуя светлую, блестящую рельефную поверхность, оживленную кое-где цветными точками пулакча.

Используя и продолжая традиции древней таджикской вышивки, в настоящее время в Таджикской республике организовано производство золотошвейных изделий. Их изготовляют главным образом в Душанбе на фабрике Дилером.

Таджикская вышивка неисчерпаемо многообразна и обладает высокими художественно-декоративными достоинствами.

Наряду с местными особенностями в ней можно отметить и много общих черт, объединяющих это искусство в одно художественное целое, имеющее свои специфические признаки. Один из них цвет. Смелый и щедрый подбор цветов порой доводит общий колорит вышитого изделия до предельной яркости. Цвета в таджикской вышивке всегда борются, спорят, но при этом не создают кричащей пестроты. Особое место отводится красному, ядовито-розовому и зеленому. Они эффектно подчеркиваются желтой, лиловой, синей, черной красками. Нередко сочетания цветов сближаются здесь с реальной яркой среднеазиатской природой, что придает каждой вышивке жизненную естественность. Плоскостно-декоративный характер вышитых узоров в большой степени достигается предельным -насыщением цвета, освобожденного от всяких нюансов и тонких переходов. Композиционный строй орнамента в основном имеет симметричное построение и отличается виртуозностью размещения. Рисунок вышивки при всем его разнообразии содержит один и тот же круг тем и мотивов и при большой их вариантности имеет много характерных элементов: например, розетка и производные от нее орнаменты, силуэт миндаля или огурца, трилистники, точки, зигзагоообразные стебли, веточки. Глубокая связь таджикской вышивки с бытом народа наполняет ее сюжеты большой естественностью, а приемы исполнения радуют глаз своей непринужденностью. Ее орнаментика всегда дышит живым содержанием, насыщая ее образами реальной действительности; она теено связана с фольклором и мифологией. В орнаментальных мотивах вышивки широко используются эмблематика и символика , что роднит вышивку с другими видами прикладного искусства . Подобные элементы занимают в таджикском узоре значительное место (например, туморча амулет, офтоб солнце, морак змейка, аноргранат, ситоразвезда, михрабниша, шохрога барана или козла). Органично входя в орнамент, они в последнее время все чаще соседствуют с новыми, такими, как пиала, .самовар, чайник (символы гостеприимства), голубь (символ мира).

В вышивке живут представления народа о вселенной, которые можно проследить в семантике ее узора. Здесь почти каждый элемент орнамента имеет свое название; особенное отражение получил растительный и животный мир (последний, обычно, имеет чисто растительные формы; их популярность исследователи объясняют большей его свободой от канонизации). Вышивка у таджиков относится к традиционному творчеству и тесно связана с его декоративно-прикладным искусством. При всей ее самобытности и оригинальности в отдельных деталях и общем характере узора можно найти много параллелей в искусстве других народов, особенно узбеков, казахов, киргизов, башкир, туркменов.

Сайт управляется системой uCoz