Автор текста: Н. Исаева-Юнусова

Фотографии: В. Крюкова

  ПОСМОТРЕТЬ ГАЛЛЕРЕЮ ТАДЖИКСКОЙ ВЫШИВКИ
  ВЫШИВКА РАВНИННЫХ РАЙОНОВ
  ВЫШИВКА РАВНИННЫХ И ГОРНЫХ РАЙОНОВ
  ВЫШИВКА ПАМИРА И ПРИПАМИРСКИХ РАЙОНОВ
  ВЫШИВКА ГОРНЫХ РАЙОНОВ

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Существует мнение, что истинное искусство, независимо от места и времени своего рождения, всегда понятно и близко человеку. К такому искусству можно отнести народное искусство во всех его формах и проявлениях. Главная его черта тесная связь с родной землей, с природой, которая как бы сама подсказывает всевозможные виды и формы творчества. Самой излюбленной областью изобразительного искусства у таджиков с древних времен является искусство декоративно-прикладное, Яркие, самобытные орнаментальные композиции вышивки, тонкая и изящная резьба и роспись по дереву, виртуозная чеканка по металлу, ювелирные украшения и своеобразная керамика сохранили для потомков много причудливых форм, дивных красок и связанных с ними интересных рассказов о жизни народа, его истории и культуре.

Большой простор для творческого воображения мастера дает такой простой и наиболее распространенный среди таджиков вид декоративного искусства, как вышивка. Искусство украшения тканей насчитывает у таджикского народа много веков. При археологических раскопках в Согдийском замке на горе Муг было найдено большое количество тканей VIIVIII веков, которые помогли обнаружить некоторые параллели в деталях и в общем характере орнамента с вышивкой XIXXX столетий. Благодаря сравнительной легкости исполнения вышивание всегда было массовым и популярным. Именно в нем в большой мере отразились вкусы народа, его эстетические идеалы, его мироощущение. Недаром занятие вышивкой, как одно из любимейших, часто обыгрывается в танцах, ему посвящаются стихи и песни.

В жаркий полдень, светик мой, Что творишь своей иглой?

Вышивка всегда составляла основную часть украшения таджикского костюма и жилища. В любом доме обязательно найдется прекрасно вышитая вещь больших или малых размеров, с любовью сохраняемая хозяйкой. Интерьер народного жилища таджиков, живущих в равнинных областях (у горных таджиков убранство интерьера намного скупее), складывавшийся веками, своеобразное красочное зрелище. Так, мехмонхона (комната для гостей) порой ослепляет своей яркостью, фантастичностью красок и форм. Традиционные национальные обычаи способствовали появлению в помещениях жилого дома ниш различной формы и величины. Они украшены резьбой и росписью по дереву и ганчу, в них находится множество предметов народного декоративного творчества: керамические кувшины, чашки, блюда, металлические подносы, орнаментированные сундуки, иногда засушенные лепешки с лепным орнаментом из теста; целые горы цветных ватных одеял, сложенных в аккуратные стопы. Иногда ниши закрыты специальными вышитыми занавесями борпушами. Пол является как бы продолжением этого красочного хоровода: он сплошь устлан коврами и ткаными паласами, между которыми иногда проглядывает теплый, спокойный цвет земли. Деревянный потолок дополняет эту жизнерадостную картину своими затейливыми узорами росписи.

Каждая оставшаяся свободной от ниши часть стены заполнена или вышитыми мелкими предметами различного назначения мешочками для расчесок, зеркала (ойнахалта), чая (чойхалта), или крупными коврами, так называемыми сюзане. На трех стенах комнаты торцовой и продольных в верхней части располагается вышитая дорожказардевор. Во время свадебных торжеств можно видеть на стенах вышитые тюбетейки и платья невесты, дополняющие художественный комплекс убранства этой комнаты для гостей. Большое место здесь отводится и мужским поясным платкамрумолам: они тоже развешиваются вдоль стен, как бы говоря о внимании невесты к жениху, приготовившей для него все эти румолы. Мебели как таковой в народном интерьере нет (не считая сундуков, стоящих глубоко в нишах, и иногда встроенных шкафов, так называемых сандали). Хотя все пространство комнаты свободно, она не кажется пустой. Декоративная насыщенность убранства стен, потолка и пола настолько велика, что любой предмет казался бы здесь лишним.

Народ, обладая необычайным художественным чутьем, дал свое решение внутреннего пространства, строящегося на уравновешенном размещении декора на плоскостях стен интерьера. Разнообразные по формам, цвету и мотивам вышитые изделия, соседствуя друг с другом, никогда не производят впечатления хаотичности. Своим общим цветовым ритмом они создают целостный красочный образ. Во многом этому способствует определенное расположение на стенах основных вышивок большого размера. Так самые крупные сюзане и борпуши обычно помещают на стене, противоположной входу. Первый взгляд вошедшего в комнату человека падает именно на эти вещи. А остальные, более мелкие, при дальнейшем знакомстве с убранством интерьера лишь дополняют уже сложившееся общее впечатление. Во всем характере оформления помещения несмотря на то, что почти каждая вышитая вещь имеет свое определенное традиционное место, чувствуется непроизвольное желание придать каждой комнате особую индивидуальность и своеобразие. Такая свобода мышления вообще характерна для всего художественного творчества таджикского народа и, в частности, для орнаментации вышитых изделий. Вышивка всегда играла важную роль в быту таджика и сопровождала его всю жизнь, приобщая с ранних лет к искусству, к прекрасному. Удивительно: в прошлом, в какой бы нужде ни находились вышивальщицы, их произведения всегда отличались ярким, радостным колоритом, проникнутым большим оптимизмом. Таджикская вышивка раскрывает перед нами целый мир поэтических образов. При бесконечном многообразии узоров ее композиций, а также индивидуальном решении каждой вышивки их объединяет общий строй основных элементов узора, часто используемые формы одного и того же орнамента, а также техника исполнения. Народные вышивальщицы, обладающие тонким пониманием природы, совершенно своеобразно отражают в вышивке окружающий их красочный мир, передавая в нем свои чувства и переживания.

Таджикская вышивка отличается большим разнообразием видов и многогранностью их декоративного решения. Эта многогранность художественных форм и образов, сочетания красок и декоративных ритмов обусловливается самой природой Таджикистана. Суровость и величие Памирских гор сменяется здесь мягким спокойствием зеленых долин, яркие желтые степи переходят в сады и леса, шумные бурные реки образуют тихие кристальные озера, а прохлада альпийских лугов граничит со знойной равниной. Такое богатство природы, резкие ее контрасты, красота и пышность растительности, конечно, в полной мере отразились и в искусстве народа и, в частности, в вышивке.

Яркие, порой горящие цвета красок вышивки одного района Таджикистана вдруг резко сменяются нежностью и тонкостью подобной вышивки другого района. Четкость, графичность орнамента горных таджиков совершенно не походит на мягкие орнаментальные композиции равнинных таджиков. Поэтому таджикскую вышивку делят на два типа: горную и равнинную; несмотря на существенные художественные отличия, каждая из них испытывает заметное взаимовлияние. В необъятном море народной вышивки выделяются, конечно, отдельные центры этого искусства, обладающие особенно яркими, своеобразными чертами. В равнинных районах это древнейшие города и их окрестности Самарканд, Бухара, Ура-Тюбе, Ленинабад; в горныхКуляб, Каратегин и Дарваз, Памир. Вышивальное искусство таких мест, как города Канибадам, Ашт, Пенджикент, Нурек, Исфара, Каратаг, Нурата, кишлак Сина, примыкает по своим стилистическим особенностям к тем или иным художественным центрам. Однако не все эти центры изучены одинаково. До последнего времени наибольшее внимание уделялось Бухаре, Самарканду, а также некоторым горным областям Таджикистана. Многие же районы, где тоже распространено искусство вышивки, выпали из поля зрения исследователей. В каждом из вышеупомянутых центров имеются свои наиболее распространенные орнаментальные мотивы, колорит, излюбленные типы вышивок; их отличает характер исполнения и материал, на котором она воспроизводится.

До настоящего времени декоративные вышивки изготовляют главным образом к большим семейным праздникам, и особенно к свадьбам, которые в местном народном быту занимают особое место. Вышитые изделия обязательно входят в приданое жениха и невесты. Поэтому каждая мать готовит их чуть ли не с младенческих лет ребенка. Во время свадебных или других народных торжеств воедино сливаются народные мелодии, танцы, пантомима, игры, пение, костюмы и, конечно, вышивки, служащие основным декоративным оформлением яркого, красочного зрелища.

Задолго до свадьбы в домах жениха и невесты начинается большое оживление: матери и бабушки достают из сундуков старинные вышитые вещи, нередко вспоминая при этом свою свадьбу, во время которой висели эти вышивки. В числе свадебных вышитых изделий невесты обязательно есть новые вещи, в изготовлении которых принимала участие сама нареченная. Как правило, в таджикской семье девочку обучают этому искусству с десяти двенадцати лет. Когда-то, в старые времена, рукоделие было почти единственным занятием женщины и обучение ему было обязательным. В наши дни эта традиция начинает исчезать, особенно у городского населения. Если семья не справляется с вышиванием всех необходимых к свадьбе вещей, то тогда на помощь приглашаются родственники или знакомые: пять восемь женщин, собравшись вместе, вышивают одну крупную вещь, чаще всего сюзане. Чтобы было удобнее работать, его огромное поле с узором, сделанным специальной рисовальщицей, распарывают на части, которые потом, когда вышивка готова, вновь сшивают . Сначала ведется оживленное обсуждение рисунка вышивки, ее расцветки, материала, техники швов и т. п. Многие истинные шедевры народного мастерства и фантазии были созданы именно таким коллективным способом (хашаром, как его называют в народе). Мастерицы, собираясь вместе, обучаются друг у друга вышиванию, ведут интересные беседы, делятся своими сокровенными мыслями. Атмосфера, навеянная интимными беседами, конечно, отражается и на работе вышивальщицы, оставляя своеобразный след в общем настроении вышитой вещи.

Несмотря на то, что вышивание производится уже по готовому рисунку, каждая участница всегда вносит в работу что-то свое, выражая это цветом и манерой исполнения. Поэтому такие вышивки получаются необыкновенно живыми, будто собранные из множества красочных рассказов. Все виды вышивок таджикские мастерицы исполняют своими особыми приемами вышивания и особыми нитками, которые в старину окрашивали домашним способом.

Каждый вид вышивки производится, как правило, особым швом. Так, изделия большого размера выполняются швами кандахаел (крупные долевые стежки), сидергадузи, басма (плотная гладь с ровными, параллельно лежащими друг к другу стежками). Реже встречается шов куниангушпона (мелкие стежки, плотно прижатые друг к другу).

Мелкие изделия вышиваются швом чиндахаёл. Это тоже разновидность глади, на обратной стороне которой получаются мелкие точечки, расположенные в шахматном порядке. Кроме того, существуют еще некоторые разновидности швов, которые применяются в той или иной местности.

 

 

Автор выражает благодарность за научное руководство во время работы над альбомом доктору искусствоведения Н. X. Нуджанову, кандидату искусствоведения Н. А. Белинской и кандидату исторических наук Н. Н. Ершову.'

Сайт управляется системой uCoz