Сунатулло Джонбобоев

Шарофат Мамадамбарова

Термин Шелковый путь впервые применил к этой международной трассе немецкий географ Фердинанд фон Рихтхофен в 1877г. Однако история этого пути уходит в глубокую древность - к III-II тысячилетию до н.э. До появлении так называемого шелкового пути существовали другие пути, которые были непосредственно связаны с Таджикистаном:


Первый - Лазуритовский путь, который был связан с добычей Лазурита в горах Бадахшана и доставкой его к царским дворам междуречья Тигра и Евфрата, Египта и Индии. Это было в III-II тысячилетия до н.э., а в 1 тыс. до н.э. лазуритовский путь повернулся так же на Восток - в Китай.


Почти параллельно существовал также Нефритовский путь, который добывался в верхном течении Яркет-дарьи в Хутане. Это был второй путь.


Следующего пути можно назвать Степной путь через Средней Азии и Казахстана в Китай (середины 1 тыс. до н.э.). Китай через этот путьвывозил шелк на запад в VI-Vв. до н.э.
Народы Средней Азии - согдийцы, бактрийцы, саки, скифы и турки играли величающую роль в деле обеспечения контактов и взаимо-понимании культур Запада (стран Европы) и Востока (Китай, Индия).


Именно при посредничестве кочевых скифов и саков в 138г. н.э. из Ханьской столицы вышел посольский караван в сопровождении Чжен-Цзян.


В настоящее время мы ограничимся только отрезками Пути, которые проходят через Таджикистан.

Посмотреть карту шелкового пути

ВЫБЕРИТЕ ИНТЕРЕСУЮЩИЙ ВАС РАЗДЕЛ...

СОГДИЙСКИЙ ПУТЬ

проходил из Самарканда в Коканд через Пенджикент, Варз (Айни), Бунджикат (Шахристан), Ура-Тюбе, Ходжент, Канибадам, Исфара. 

Второй, третий и четвертый пути можно назвать Бактрийскими.

КАРАТЕГИНСКИЙ ПУТЬ

о котором упоминает Птолемей (IIв.), соединял Термез с Кашгаром (Китай) через Регар (Турсунзаде), Гиссар, Душанбе, Андигон (Кафарнихон), Вашгирд (Файзабад), Дарбанд (Сариджар), Гурканд (Гарм), Алайской долины в Кашгаре (Китай).

ХАТЛОНСКИЙ ПУТЬ

является ответвлением от второго и направлялся на Юг - Нурек, Дурбан (Дангара) -Мунк (Ховалинг) - Хулбук - Пархар - Кабадиан - Балх.

ПАМИРСКИЙ ПУТЬ

вел из Балха в Барпанджа - Хорог и далее через Шугнан и Вахан - Мургаб в Ташкурган (Китай).
 

Связи народов Центральной Азии и через них Европы с Китаем, конечно, были многосторонними. Были и военные походы

Самые известные походы были два:

Первый, в 90г. н. э.(II в.) между китайским полководцем Бан Чао, который строил план перейти Памир и двигаться на Запад и Кушанской 70-тысячной армией произошло столкновение в районе Вахана. Каждая из этих сторон стремилась взять под свой контроль этот караванный путь. В этот период через Шугнан и Вахан прошла тяжелая панцирская 70- тысячная конница.

Второй поход была связана с возвышением Тибета, который в

VIII в. стал расширять свои владения на Запад. Империя Тан тоже стремилась подчинить себе Шугнан и Вахан и закрыть эти ворота для тибетцев.

В это время набирала силу другая империя арабо-мусульманская . Китай боялся как бы тибетцы не установили контакт с арабами.

Халиф аль-Маъмун поставил задачу перед своим визирем-Фазл бинни Сахлом освободить этот путь для своей торговли и Фазл разгромил их в Вахане и в бассейне Тарыма.

В память об этом данное событие отмечено на плите внутри Кааба ... и Аллах даровал мне победу в Вахане над владетелем Хакана и гор Тибета.

По этому пути шли и иранские эмигранты, после падения иранского царя Яздигурда III. В японских Хрониках датированые 720г. сообщаются о прибытии в эту страну в первой половине VII жителей Тохаристана.

Однако военные походы были всего лишь эпизодами в истории культурного взаимоотношения этих народов. Торговля открыла широкие дороги для развития культуры. Идеи шли за торговыми путями, как бегущая вода по вновь открытым каналам.

Одновременно и культура способствовала большему развитию торговли и производства, в том числе шелка.

Распространение буддизма, его церемония востребовала большое количества шелка...

Центрально-азиатский регион играл в прошлом огромную роль в передаче культурных ценностей Востока и Запада.

 

ЭПИЛОГ

В настоящее время исследователей беспокоят ряд вопросов:

Как получилось, что такой плюралистический в культурном и конфессиональном отношении в прошлом регион вдруг превратился в унифицированной, где порою существует подозрительные отношения к межкультурному обмену?

Почему единства и единение, такие важные для жизни людей идеи, в постсоветской Средней Азии диаметрально противопоставляются идеям различии и многообразии?

Почему в настоящее время люди видят в различии (в том числе во внутринациональных отличительных чертах) источник опасности и беды, а не богатства? Парадокс состоит в том, что об историческом и современном единстве культур народов Центральной Азии мало кто думает.

Чтобы понять что-то непонятное, нужно перевести это на понятный нам язык, на знакомую нам систему знаков и символов. Подобное познается подобным(Аристотель). Но почему процесс понимании другой цивилизации и культуры обычно завершается экспансией подобия?

Центральная Азия всегда была мостом культурных контактов Запада (Европы) и Востока (Китай). Как получилось. что в настоящее время Центральная Азия оказалась на перифериях этих контактов?

Это связано только с открытием морских, воздушных путей и ослаблением функционировании Шелкового Пути или другими факторами? Что нужно делать для оживления и возрождения этого пути?

 

Сайт управляется системой uCoz