чахма в переводе с шугнанского означает родник

 

 

ПАМИРСКИЙ ЗОРОАСТРИЗМ

Автор: Алексей Пастухов

 

О чем говорил Заратуштра? Было ли его оригинальное учение тем, что мы видим в ортодоксальном зороастризме?

Ответ на этот вопрос представляется затруднительным. Не все здесь просто и однозначно существует ряд косвенных данных, свидетельствующих о том, что помимо "жреческой" версии зороастризма, была и иная, "народная" версия.

Исходя из посылки, что в Индию бежали преимущественно наиболее активные члены общины, среди которых представители сословия профессиональных священнослужителей атраван составляли весьма и весьма значительную часть, стоит допустить, что парсийский зороастризм, представляющий собой достаточно тщательно и детально разработанное вероучение, является одним из прямых потомков именно "жреческого" ортодоксального направления.

Возможно, несколько иначе обстоит дело с зороастризмом в Йезде, Шарифабаде и Туркабаде. Зороастризм там сохранялся в течение длительного времени среди традиционной дехканской общины, возглавляемой потомственными жрецами. Его отличительными чертами является некоторая архаичность обрядов, более тесная связь обрядности и земледельческого календаря. Но и здесь существование мощной жреческой корпорации наряду с изолированностью местной общины наложило определенный отпечаток на иранский вариант зороастризма.

Чем отличается "жреческий" зороастризм? Более широким распространением сложных обрядов, проведение которых доступно только особо подготовленным людям, посвятившим всю свою жизнь исполнению обязанностей священнослужителей, более широким распространением абстрактных философских понятий...

Следует сразу отметить, что несмотря на все это, основная масса верующих как в Иране, так и в Индии, не знает всей тонкости этих обрядов и не вдается в подробности сложных философских концепций, обычно ограничиваясь ежедневными молениями, некоторыми домашними ритуалами и празднованием основных календарных праздников.

Таким образом, это направление, названное условно "жреческим", хоть и имеет ряд преимуществ, но ни в коем случае не является тем учением, которое распространил Пайгамбар Ашо Заратуштра.

Заратуштра не упоминает о ритуалах. Естественно предположить, что он или использовал существовавшие обряды, либо применял какие-то их упрощенные модификации, вызванные изменениями в традиционной ведической религии, произведенными им самим.

Детальная проработка сложных ритуалов относится к более позднему времени. Их видоизменения и кодификация происходили как до арабского нашествия, так и после. Поэтому вполне определенно встает вопрос о глубинной связи этих ритуалов именно с учением Пайгамбара Заратуштры.

Вполне возможно, что такая связь отсутствует в большинстве случаев. Многие ритуалы являлись позднейшими добавлениями, сделанными сословием атраван для собственных целей. Народная религия была несколько иной. Как в религии индийских ариев существовали домашние (грихья) и официальные (шраута) ритуалы, так и в зороастризме существовали официальная литургия "Ясна" и народный культ, отличавшийся большей практичностью и простотой, более связанный с нуждами простых дехкан, нежели сложные обряды, проводимые в больших храмах учеными священниками.

После просмотра фильма "Чид", снятого режиссером-ваханцем Довлатбеком Курбоновым и посвященного традициям строительства на Памире, становится ясно, что многие обряды народного зороастризма дожили до наших дней, скрытые под новым пластом исмаилитских верований. В настоящее время можно сказать, что под видом исмаилизма одного из малоизученных течений в исламе на Памире сохранились древние доисламские представления, многие из которых относятся именно к зороастризму. Цельность же существующего культа позволяет говорить о наличии на Памире некой разновидности зороастризма, которая остается не только "за кадром" официальной науки, но и многочисленных мировых зороастрийских организаций.

Речь пойдет именно о "народном" зороастризме, пусть и сохраненном для нас под маской исмаилизма. Главными отличиями народного зороастризма от жреческого являются:

Зачастую жреческий вариант очень болезненно реагирует на изменения внешних условий, отстает от развития общества, давая людям "классическую" духовную пищу вместо той, которая призвана насытить их души, теряет последователей, вместо того, чтобы расширять и укреплять общину.

При этом надо отметить, что народный вариант не расходится со жреческим в основных космогонических и этических положениях.

Для того, чтобы провести параллели между исмаилизмом и народным зороастризмом Бадахшана, стоит рассмотреть некоторые реалии, встречающиеся в религии памирских горцев:

Если связать воедино все существующие реликты зороастризма, существующие на Памире, то возникает удивительно гармоничная картина мира, сопровождаемая простым и ясным ритуалом, отвечающим насущным потребностям людей.

Примерная реконструкция может быть выражена так. Великий Господь, чья сущность Свет, сотворил этот мир. Он пребывает в бесконечном свете, и следит за нами и днем и ночью. Днем Он созерцает нас глазом дня Солнцем, ночью глазом ночи Луной. Поэтому имя Его Хирмест (Солнце-Хир + Луна-Мест).

Чтобы создать эту Землю, Он породил свои эманации, которые воплощаются в виде 4 стихий (огонь, вода, воздух и земля). Для того, чтобы эти стихии были направлены на благо, Он послал в мир Суруша ангела послушания и дисциплины.

Злые силы пытались соперничать с Ним, но он запер их в дуззахе, откуда те выбираются по ночам, чтобы вредить людям до наступления Охирзамон. Бороться с ними можно при помощи огня, заставляющего их открыться и тем самым потерять свою силу, и при помощи Суруша, помогающего людям.

Чтобы люди имели Путь, Он послал им учение, которое передается в устной форме, а также невербально. Для того, чтобы помнить о единстве сотворенной Им триединой (неживой, флоры, фауны и человека) природы и чтить стихии, заручаясь их поддержкой, люди строили дом-чид, в котором заветы Хирместа воплощались в виде определенного чередования строительных конструкций.

Люди могут заблуждаться, но Он милостив. Он завешал людям подниматься к Нему духовно, о чем напоминали 35 балок дома-чита, свидетельствующие о 35 степенях духовного совершенства человека. И в эти 35 ступеней были включены как духовные качества (6 эманаций Хирместа Святые Бессмертные), так и материальные (4 стихии).

Чтобы люди меньше заблуждались и не творили зла, Он послал к ним Мехра, который есть Договор и Любовь. Его день рождения праздновался 25 декабря, что означало, что силы зла, регулярно пытающиеся уничтожить мир, созданный Хирместом, терпят регулярное поражение и люди могут начать все сначала, отказавшись от грязных и дурных поступков, слов и мыслей.

К Новому Году (Новрузу) готовились заранее, выставляя угощение для "арвох" (авест. "фраваши"). Для арвох проводили "царовпидид" (возжигание светильника-чарог), которые позволяли арвох идти к Хирместу без опаски ведь путь их становился освещенным.

Новруз наступал с первым лучом Солнца, проникшим в дом через чархону (фарс. "четыре дома". Символическое вместилище 4 стихий квадратное окно в крыше чида). Таким образом, осуществлялось как обновление мира с помощью всех четырех стихий, которые магически заключены в чархоне, так и освящение жилища "новым Солнцем".

Люди чтили все стихии, способствовали сохранению их в чистоте. Ранее даже похороны производились практически по классическому зороастрийскому обряду умершего выставляли в безлюдное место, а потом костяк относили в склеп, где тело клали на галечниковую подстилку. Таким образом, стихии оставались чистыми, а памирские стервятники получали пищу. Одновременно слабела смерть, лишаясь возможности заразить своим гнилостным дыханием все окружающее. А Глаз Дня, взирающий на все благие творения с равной доброжелательностью, очищал птиц от трупной скверны.

Три дня ждали момента, когда душа-арвох уйдет к Хирместу. На третий день самый сведущий в ритуале (не обязательно профессиональный священнослужитель) совершал обряд "царовпидид". На свежий фотир ставили каменный чарог со светлым льняным маслом. Чистый лен готовили особым образом и погружали в масло. Поджигали под пение поминальных молитв. Присутствующие подходили к горящему чарогу и "умывались" огнем, производили обряд его "целования". Так люди очищали свои тела и души от влияния смерти.

И снова продолжалась жизнь невеста и жених встречались в момент свадьбы, одетые в бело-красные одежды, символизирующие жизнь и плодородие. И им пели песни, говорящие о том, как хорошо женщине соединиться с мужчиной как земле получить хозяина-пахаря. И проводился обряд возлияния "ширругон" (фарс. "масло и молоко" - аналог авест. заотры). Обильный пир завершал свадьбу, что значило процветание и благоденствие молодой семьи.

И выходили на каменистые склоны гор молодые дехкане, расчищали крошечные поля среди огромных каменных глыб, и вот уже крепко охваченные ярмом упряжки быков взрезали плугом истосковавшуюся по пахарю землю гор.

Ублаготворяли землю, растили детей, для детей растили деревья. А проходило время и сами ложились своими ветхими, изношенными телами на камни родной земли. И реяли над их мазором священные птицы с огромными крыльями, и прощался с ними всевидящий Глаз Дня.

Минимум сложных обрядов, но те, что есть, завораживают глаз своей простотой и продуманностью, красочностью и понятностью. Этика древнего учения, выраженная в благой мысли (фарс. "пинкор неки"), благом слове (фарс. "дидор неки") и благом деле (фарс. "рафтор неки") прослеживается в каждом действии человека. Все равнинные таджики отмечают особые душевные качества памирских горцев, говоря о них как о добрых и честных людях, на которых всегда можно положиться.

Уникальность и важность своевременной фиксации этих следов безвозвратно уходящего в вечность учения состоит в том, что в таком полном и цельном виде это учение сохранилось лишь в 2 местах на Земле в Бадахшане и Курдистане, где сложное синтетическое религиозно-философское учение на базе зороастризма получило название религии езидов.

Однако сложность фиксации состоит в том, что в Курдистане и Афганском Бадахшане уже многие годы не прекращается война, что делает съемки фильма о религиозных неисламских обрядах в этом регионе не только неперспективными, но и небезопасными. А каждый новый день войны приводит к уничтожению древних храмов, истреблению верующих и их старейшин, неумолимо отдаляет от нас момент, когда весь мир сможет припасть к чистому роднику мудрости древнейшей веры.

Опыт последних лет показал, что для исламских фанатиков не указ ни мировое мнение, ни историческая значимость тех или иных явлений культурной жизни. Истребление празднующих Новруз афганцев, взрыв статуй Будды в Бамиане, непрекращающаяся война в горах Курдистана ведет к тому, что сегодня мы не можем присутствовать там, а завтра будет уже поздно.

Остается один вариант провести в течение ближайшего года съемки в таджикском Бадахшане. Однако и здесь имеется ряд факторов, которые заставляют нас поторопиться с проведением этих работ: население Памира также подвергается влиянию веяний времени, мало-помалу отходит от старых традиций, умирают старики, происходит слияние таджиков и памирских народов в единую нацию, где решающее влияние принадлежит более многочисленным и мощным экономически таджикам.

Если в течение ближайшего года не произвести съемок, то, возможно, к 2003 году будет поздно говорить о том, что для людей Земли будет сохранен столь ценный дар Ормазда, принесенный Пайгамбаром Затратуштрой. Мир обеднеет, как беднеет он после утраты памятников культуры или редких видов животных и растений. Поэтому всех людей, кому небезразлично будущее того мира, в котором мы все живем, мы призываем к оказанию посильной финансовой помощи для создания фильма "Ба наме Хир Мест" (Во имя Солнца и Луны), посвященного народному зороастризму памирских горцев.

 

МАТЕРИАЛ ВЗЯТ С САЙТА www.avesta.org.ru

 

Сайт управляется системой uCoz